Маски долой
Организаторам MYS стоит вспомнить, что лучшее — враг хорошего
Что сказать о первом после окончания пандемии Monaco Yacht Show? Его можно охарактеризовать как, несомненно, долгожданное и успешное в целом, но вызвавшее вопросы в частностях. На мой взгляд, организаторам стоит вспомнить о том, что лучшее — враг хорошего, и отменить ряд принятых в этом году непопулярных решений. Во-первых, они перегнули палку в стремлении не допустить к яхтам «посторонних» людей в первый день выставки. В итоге клиенты, получившие приглашения от компаний, чьи стенды располагались в шатрах с оборудованием, интерьерами, услугами и предметами роскоши, искренне недоумевали, когда охрана разворачивала их у входов на причалы. Возникали очереди, споры и та самая ненужная суета, которой так хотят избежать устроители шоу… Во-вторых, очередная перестановка тематических зон откровенно ухудшила заметность ряда компаний и сбивала с толку постоянных посетителей, привыкших к устоявшейся географии экспозиции. Хуже всего пришлось дизайнерам и конструкторским бюро, стенды которых нещадно перетасовали. Особенно печальное зрелище представлял собой довольно безликий Innovation Hub: основная масса людей проходила мимо, даже не заходя внутрь. В лучшем случае туда заглядывали на минуту-другую. Более того, на втором этаже «хаба» сделали помещение для презентаций на 30–40 слушателей, однако на деле запланированные выступления просто отменяли из-за отсутствия зрителей…
К третьему дню выставки народу прибыло, но, как заметил один хорошо знающий индустрию человек, основными посетителями MYS в этом году стали брокеры, приехавшие галопом пробежаться по яхтам, чтобы потом более аргументированно общаться с клиентами.
Вообще люди сходились во мнении, что шоу оказалось сравнительно бедным в плане новинок и громких новостей. Топ-менеджеры верфей, будто сговорившись, отмечали, что выставка почти пришла в норму. Вероятно, это самое «почти» выражалось в пустых местах у причалов (невиданное для MYS дело!), которые пытались замаскировать, рассредоточивая лодки. Так или иначе, отсутствие принадлежащих россиянам яхт, всегда украшавших экспозицию, скрыть не получилось. Кроме того, подвела погода: из-за сильного ветра и волнения лодки, обычно заполняющие рейд, вынужденно разбежались по укрытиям, и это смешало карты брокерским домам. Косвенно судить о том, что «неладно что-то в датском королевстве», можно и по отсутствию каких-либо официальных итогов MYS 2022. Два месяца до начала шоу организаторы «бомбили» участников и прессу новостями, а по его окончании наступила полная тишина. На конец октября даже неизвестно, сколько человек посетило выставку…
Тем не менее настроение участников MYS 2022 было приподнятое, ведь благосостояние их целевой аудитории растет, как после пандемии увеличивается и внимание людей к яхтам.
«Согласно отчету Credit Suisse, к концу 2021 года мировое благосостояние выросло до непостижимых 463,3 трлн долларов, — рассказал Артур Брауэр, генеральный директор Heesen Yachts, во время своего традиционного выступления перед прессой в преддверии выставки. — Увеличение составило 9,8% по сравнению с 2020 годом, что на треть превышает показатели, регистрируемые с начала века. После пандемии экономика испытывает взрывной рост, и на вершине пирамиды благосостояния находятся США, где сейчас более 140 000 ультрасостоятельных людей с капиталом свыше $ 50 млн. На втором месте Китай (32 710 человек), и, по оценке, на конец прошлого года в мире насчитывалось 62,5 млн миллионеров — на 5,2 млн больше, чем годом ранее.
Экономический отчет SYBAss говорит о том, что число миллиардеров на протяжении двух прошедших десятилетий увеличивается ежегодно в среднем на 8%. Для индустрии суперяхт это манна небесная, поскольку только в 2021 году было подписано 134 договора на строительство лодок длиной свыше 40 м. Однако этот процесс пойдет на спад из-за войны в Украине и роста инфляции. Мы все тяжело переживаем экономические неурядицы, и легко было бы поддаться пессимизму, но мы еще не на краю пропасти. Постковидный всплеск спроса в яхтенной индустрии все еще превышает предложение. Я ожидаю, что благодаря этому большинство верфей смогут легко пережить этот период и выдержать снижение спроса.
Я не говорю, что все идет легко. В Heesen нам пришлось столкнуться с последствиями конфликта в Украине больше, чем другим игрокам нашего сектора. Говорят, что шторма делают моряков сильнее, и благодаря нашей надежной организационной структуре мы справились с этим и сделали компанию на 100% голландской. Не стоит даже упоминать о том, что мы всегда будем соблюдать национальные и международные законы и санкции. Что касается любых яхт, которые могут сейчас строиться для заказчиков из России, то мы продолжим их строить, но в данное время не можем и не будем передавать владельцам. Наш портфель заказов полон до конца 2025 года, у нас устойчивое финансовое положение, поэтому мы сможем преодолеть сегодняшние и возможные грядущие трудности».
С высокой долей вероятности эти заявления руководства Heesen отражают позицию большинства верфей, и не стоит ожидать ее смены до тех пор, пока конфликт не разрешится.
Самой крупной яхтой MYS 2022 стала 115‑метровая Ahpo (Lürssen, 2021), доступ на которую для прессы, к сожалению, закрыли. Не меньший интерес публики вызвала пришвартованная рядом Project X от греческой верфи Golden Yachts. Кен Фрейвох придал ей довольно выразительные наружные черты, среди которых особо выделяются Х-образные средники иллюминаторов в остеклении атриума. Damen Yachting показала Energy, самую крупную (77,8 м) полностью кастомную яхту Amels (тоже недоступна для прессы), и первый корпус Amels 60 под названием Come Together. В число доселе не появлявшихся на широкой публике лодок также вошли Rio (CRN, 62 м), Kinda (Tankoa, 50 м), Kensho (Admiral, 75 м, стояла на якоре в одной из соседних бухт), Triumph (Benetti, 65 м), Iryna (Benetti, 50 м), Lusine (Heesen, 60 м) и еще несколько моторных и парусных яхт длиной 30–40 м. Как видим, негусто, но, учитывая время, в которое мы живем, сам факт того, что шоу прошло в штатном режиме, уже обнадеживает.