15-летний капитал
Какие достижения недавнего прошлого мы возьмем с собой в будущее

Всего 15 лет назад в мире еще не было ни одного iPhone, самым ценным ресурсом считались полезные ископаемые, а развитие технологий было сфокусировано в промышленном производстве. Сегодня акцент сместился на цифровые решения и человеческий капитал. РБК поинтересовался у представителей крупных консалтинговых компаний и исследовательских агентств, что изменилось вокруг нас за полтора десятка лет и что ждет нас еще через 15 лет, какие достижения и наработки вчерашнего дня нужно взять в день завтрашний, а также как наше недавнее прошлое может проявиться в коллективном портрете человека нового времени.
С помощью экспертов мы составили таймлайн ключевых трендов недавнего прошлого и скорого будущего, а также задали нашим собеседникам целую дюжину вопросов. Предлагаем ответы на некоторые из них.
Вы также сможете стать участником опроса РБК, записав здесь свои ответы на наши вопросы.
Вопросы РБК
- Что вызывало самые большие конфликты тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы общались тогда/ сейчас/в будущем?
- Какими были города тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы лечились тогда/ сейчас/в будущем?
- Как технологии помогали людям зарабатывать тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы получали информацию тогда/сейчас/в будущем?
- Что было нашим самым ценным ресурсом тогда/ сейчас/в будущем?
- О чем мечтали тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы развлекались тогда/ сейчас/в будущем?
- Как мы перемещались тогда/ сейчас/в будущем?
- В чем причина неравного доступа к технологиям тогда/ сейчас/в будущем?
- Что больше всего раздражало тогда/сейчас/в будущем?
«В новой метавселенной мы не перестанем читать книги и смотреть кино»
Что ответили эксперты на вопросы РБК
Владислав Бутенко, управляющий директор и старший партнер, председатель BCG Россия и СНГ, руководитель глобального сектора «Развитие городов»
Самое мощное потрясение со времен Великой депрессии — это, пожалуй, финансовый кризис 2007–2008 годов. По сути, мы впервые за долгое время увидели последствия конфликта между желанием компаний и банков заработать и желанием государства обеспечить устойчивый и ответственный рост, прозрачность и подотчетность, в котором последние упустили инициативу.
Технологии середины 2000-х больше были сфокусированы на промышленном производстве, а не цифровизации, какой мы видим ее сегодня. Тогда Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и Twitter вышли на глобальную арену, появились Kindle и Android, Google купила YouTube, а пара студентов без средств на жилье основала Airbnb. Но на самом деле момент технологических компаний еще не настал — средняя доходность по TSR (Total Shareholder Return — общая прибыль акционеров. — РБК) компаний технологического сектора составляла всего 3%. А вот добыча полезных ископаемых, наоборот, давала 23% TSR, строительство — 19%, логистика — 16%, автопром — 15%.
Через 15 лет прорывы ожидаются с точки зрения ИИ, квантовых вычислений, новых материалов. Только кванты, по нашим оценкам, смогут сгенерировать от $450 млрд дополненной стоимости.
Другой важной технонишей станет все, что связано с декарбонизацией и устойчивым развитием, в том числе электромобили.
ESG-инициативы компаний уже сейчас в ряде регионов даже обгоняют регулятора. Учитывая экологическую повестку, скорее всего, мы будем видеть все больше компаний, самостоятельно или под давлением общества и инвесторов занимающих все более активную социально ответственную позицию. И я не удивлюсь, если через 15 лет компании или их объединения смогут полноценно участвовать в формировании мировой повестки на одном уровне с городами и странами. А возможно, и действительно начнут строить свои собственные города, с собственными общественными службами и регулированием.
Удаленная работа приведет к тому, что многие люди посетят свой офис от силы пару раз, не будут лично знакомы с коллегами и смогут свободно перемещаться по миру. Это позволит создать новые форматы социальных связей, когда люди в реальности будут встречаться только при сильной эмоциональной эмпатии и едином объединяющем факторе. Это клубы любителей определенных марок авто, люди, связанные одной проблемой, политическими взглядами и т.д. Таким образом, сила специализированных сообществ будет только нарастать, что, в свою очередь, может привести к поляризации и фрагментации общения и общества в целом.