Долгое ожидание и роботы-курьеры: каким рынок доставки еды будет в будущем
Бум на рынке доставки еды из-за пандемии привел к дефициту рабочей силы, который может спровоцировать смерть сверхбыстрой доставки, развитие услуги предзаказа блюд и рост спроса на роботов-манипуляторов и роботов-курьеров. О том, кто и как нам будет доставлять еду в ближайшие годы и к чему нужно готовиться игрокам и клиентам, в колонке для Forbes рассуждает основатель сервиса доставки еды, продуктов и лекарств из магазинов и ресторанов Broniboy Александр Радионов.
Уходящий 2021 год показал многое по части перспектив доставки еды. Сыграла свою роль в этом прежде всего пандемия, из-за которой миллионы людей оказались фактически запертыми дома, заново открыв для себя деливери-сервисы. Люди стали заказывать доставку в два-три раза чаще, чем раньше, у многих выработалась привычка получать продукты доставкой, а не ходить за ними в магазин. По подсчетам экспертов, глобальный рынок доставки товаров день в день, оцениваемый еще в 2019 году почти в $6 млрд, достигнет отметки $20 млрд к 2027 году, а доставка готовой еды из ресторанов будет составлять около 40% от всех продаж уже через 12 месяцев.
Курьеры — новая нефть
Следствие пандемийного роста — дефицит курьеров и других сотрудников доставки, которые уже успели стать новой нефтью. Особенно остро эту нехватку ощутили гиганты вроде «Яндекса» или Delivery Club, которые наращивают и будут наращивать темпы развития. Сегодня их доходы напрямую связаны с курьерами, и, если у компании возникает их нехватка, отмечается неспособность обеспечить приемлемые условия или удобство — ее дни сочтены. Борьба тут будет вестись не только за клиента, но и за то, чтобы завоевать и, главное, удержать курьера.
В условиях дефицита вырос уровень зарплат курьеров, появились более комфортные условия и регламенты их труда, уровень защищенности, продуманные графики и удобный софт. Сами курьеры активно борются за свои права: претензии к работодателю высказывают как в США, так и в России — и чем сильнее курьеры понимают системообразующий характер своей работы, тем активнее их борьба. В тех же Штатах на стороне работников сферы уже активно выступают законодатели, требуя улучшения условий работы и повышения зарплаты доставщикам.