Техника / Моторы
Шесть в ряд
После долгих лет выпуска моторов V6 Mercedes планирует вернуться к рядным бензиновым и дизельным трехлитровым «шестеркам». Причина? Будет больше места для нейтрализаторов.
Чем больше цилиндров, тем ровнее работает двигатель. Но когда речь заходит о вибрациях, то уверенности уже поменьше. Шесть цилиндров лучше четырех, это понятно. Но что работает приятнее – рядная «шестерка» или V6?
Ответ – в проектной документации: движение поршней и шатунов вызывает силы, которые можно уравновесить между собой или же сбалансировать валами и противовесами. Шесть цилиндров в ряд – самая сбалансированная по природе схема, гарантирующая бархатную и лишенную возмущений работу.
Почему же тогда эти двигатели почти исчезли и им на смену пришли V6? За исключением BMW, конечно, которая из рядной «шестерки» сделала культ. Чтобы объяснить этот феномен, возьмем случай Mercedes, который, как и баварская марка, имеет долгую традицию выпуска рядных моторов с различным количеством цилиндров. История началась в 20-х годах прошлого столетия и прервалась в 2005-м, когда 3,2-литровый дизель OM 648 уступил место V6 3.0 OM 642. Но марка из Штутгарта и до этого, еще в 1998 году, заменяла рядную бензиновую «шестерку» гаммой M 112. Из-за стоимости? Конечно нет, учитывая, что V-образная архитектура требует две головки блока вместо одной, более сложную систему газораспределения и особую технику обработки блока цилиндров. И дело не в компактности, чтобы мотор можно было устанавливать поперек под капотом переднеприводных версий – таких шестицилиндровых Mercedes никогда не было.
Цель: соблюдение закона
Как часто бывает, в Штутгарте решили перейти на V6 из-за необходимости соответствовать нормам по защите пешеходов при наезде. При равном объеме V-образный агрегат короче и ниже рядного, поэтому под капотом образуется больше свободного пространства, так что при столкновении пешеходу будет нанесен меньший вред. А тот факт, что у дизеля V6 2005 года угол развала цилиндров составляет 72° против канонических 60°, объяснялся на момент начала выпуска мотора необходимостью создания более компактного по высоте агрегата. При этом менее сбалансированную работу немцы компенсировали установкой балансирного вала.
Спустя 11 лет Mercedes представил новую гамму бензиновых двигателей и турбодизелей. И вот сюрприз – и те и другие вновь будут рядными.
Главная причина такого поворота опять лежит не в технической плоскости – теперь это сделают ради соответствия эконормам. Только рядная схема позволяет расположить сбоку от двигателя сразу же за турбиной единый блок из окислительного нейтрализатора, дозатора и смешивателя добавки AdBlue, сажевого фильтра и нейтрализатора SCR для NOx. Так выше эффективность системы очищения отработавших газов и легче соответствовать требованиям по сертификации в самом суровом цикле WLTP (Worldwide harmonized light vehicles test procedures) и во время дорожных испытаний RDE (Real drive emissions), которые с 2017 года пришли на смену процедуре NEDC.