Путин прямого эфира vs Путин документального фильма
Ежегодная пресс-конференция президента, сколь ни монотонна была по форме и содержанию, все же вызвала некий интерес, связанный, прежде всего, с драматургией происходящего между массовкой в зале и главным действующим лицом. А посмотрев документальный приквел этого телешоу — фильм Виталия Манского «Свидетели Путина» о приходе президента к власти, наш обозреватель Юрий Богомолов понял, как изменился образ лидера за почти 20 лет.
Драматургия
На встрече с деятелями театрального искусства Владимир Путин объявил:
— Например, я фактически в театре работаю.
Это, можно сказать, чистосердечное признание, которое у нас принято со времен Вышинского считать царицей доказательств.
Он, правда, не уточнил, кем работает: драматургом, режиссером, актером?
Хотя и так понятно: и тем, и другим, и третьим в меру своих способностей и безграничных возможностей.
Драматургия шоу была выстроена им по распространенной на Руси схеме: все хорошо прекрасная, маркиза, за исключеньем пустяка… О «хорошем» и о «пустяках» уже все сказано.
Навальный, в частности, в своем видеоблоге обратил внимание на высыпанные президентом в эфир цифры, что они не соответствуют действительности. Оппозиционер выразил по этому случаю удивление и даже возмущение. По-моему, напрасно, поскольку здесь мы имеем дело не с вульгарным враньем, а с эффективной технологией, опробованной еще гоголевским Ноздревым. Это когда он поспешил поддержать слух о похищении Чичиковым губернаторской дочки и сообщил о всех приготовлениях к венчанию, назвал деревню Трухмачевку, где оно произойдет, вспомнил, как зовут священника, который должен был соединить священными узами влюбленных (отец Сидор), и только когда он для пущей достоверности стал называть по именам ямщиков, чиновники догадались, что он несет вздор, и отошли от него прочь.
Ноздревская технология в принципе продуктивна, но, как показывает практика, не надо перебирать по части фактологии. Президент вбрасывал в эфир не факты и цифры, а знаки того и другого.
Мост через реку Лену, о котором зашла речь на пресс-конференции, — сугубо практическая вещь, необходимая гражданам Якутии. А Крымский мост — прежде всего символ. И потому его строительство оказалось приоритетным. «Символ, — уточнил Путин, — это всегда хорошо». Может, нам стоит несколько перефразировать былой девиз: «Светская власть плюс символизация всей страны»?