Праздник к нам приходит

Лучшее за 40 легендарной истории спорткомплекса «Олимпийский»

TatlerРепортаж

Праздник к нам приходит

Главная концертная площадка страны — спорткомплекс «Олимпийский» — закрывается на реконструкцию. «Татлер» вспомнил лучшее за сорок лет легендарной истории и выяснил, что появится на его месте в 2021‑м.

Текст: Альберт Галеев

Дед Мороз приветствует гостей спортивного комплекса «Олимпийский», 1984.

Двадцать первого октября 2018 года на арену спорткомплекса «Олимпийский» вышли вице-премьер Ольга Голодец, глава ВТБ Андрей Костин, президент Федерации тенниса Шамиль Тарпищев. Закрывался двадцать девятый Кубок Кремля, на котором — впервые за девять лет — и в мужском, и в женском финалах победили россияне: Карен Хачанов и Дарья Касаткина. Но праздник этот был со слезами на глазах, в том числе и для гостей правительственной ложи. Кубок Кремля стал последним крупным спортивным событием в истории «Олимпийского». Его история музыкальная завершится двадцать пятого декабря концертом Филиппа Киркорова — и песня самой большой крытой арены в Москве, России и Европе будет спета.

Тогда, в октябре, после награждения теннисистов включили песню Александры Пахмутовой, которой прощались с Олимпиадой‑80. Стихи Николая Добронравова по сентиментальному случаю отредактировали: «До свиданья, дворец, до свиданья, «Олимпийского» сказка, прощай. Пожелай исполненья желаний, новой встречи друзьям пожелай». В Москве 2010‑х действительно никогда нельзя быть уверенным в том, что новая встреча со зданием, уходящим на реконструкцию, состоится. В случае с «Олимпийским» его владельцы Год Нисанов и Зарах Илиев успокаивают: через три года комплекс заработает вновь. Императоры московской недвижимости, бриллиантами в короне которых являются торговый центр «Европейский», бывшая гостиница «Украина» и рынок «Садовод», обещают сохранить исторический облик, сделать парковку на три тысячи мест, облагородить и, разумеется, расширить торговлю.

«Будут также многозальный кинотеатр в 3D‑ и 5D‑форматах, детский развлекательный центр, ледовый центр, спа- и фитнес-зоны, видовые рестораны и, конечно, большой бассейн с аквапарком. Бренд «Олимпийский» будет сохранен», — рассказывает его генеральный директор Артем Дюмин, партнер Нисанова и Илиева в их компании «Киевская площадь», столичный девелопер и младший брат губернатора Тульской области Алексея Дюмина. Модернизация, до которой не дошли руки у предыдущего хозяина, группы «Альянс» Мусы Бажаева, обойдется «Киевской площади» в сумму до четырехсот миллионов долларов. Проект разрабатывает польское бюро APA Wojciechowski, известное читателям «Татлера» по бизнес-центру «Белая площадь» у Белорусского вокзала и неунывающей стройке отеля в парке «Зарядье».

Концертных залов будет даже два. Правда, один на полторы тысячи человек, другой — на десять тысяч, многоформатный, вплоть до превращения в банкетный. Это радует, однако исчезает такое важное для татлеровского мира явление, как «собрать «Олимпийский». После аншлага в спорткомплексе вчерашние просто приятные нашим героям артисты просыпались артистами, приятными во всех отношениях. Превращались в любимцев «Вечернего Урганта» и лауреатов премии «GQ Человек года», переходили в высшую лигу корпоративов, попадали в список «Татлера» Most Invited.

Генеральный директор и член совета директоров АО «Спортивный комплекс «Олимпийский» Артем Дюмин в последний раз перед реконструкцией обходит свои владения.

В последние годы аншлаги в «Олимпийском» из числа отечественных артистов собирали Земфира и рэперы. На каждый из двух концертов первой в 2016‑м пришли по тридцать тысяч человек с лишним. В 2017‑м Тимати слушали около двадцати пяти тысяч зрителей, Оксимирона на следующий день — двадцать две тысячи. В том же году Баста (он же Василий Вакуленко) поставил абсолютный, как теперь уже ясно, рекорд: тридцать одна тысяча человек ровно. «Я сам не верил в такие возможности русского рэпа, — говорит Владимир Зубицкий, в двухтысячных генеральный директор «Росконцерта», а ныне член правления промоутерской компании SAV Entertainment, привозивший в Россию звезд уровня Depeche Mode и Пола Маккартни. — Но теперь понимаю: через пару-тройку лет эти ребята будут собирать по всей стране стадионы».

«Когда люди, которые организовывали концерт Василия, пришли осматриваться в первый раз, они испугались, что он растворится в этом зале, — вспоминает директор «Олимпийского» по организации мероприятий Виталий Мант. — Смотрят на арену и обсуждают: «Ну давай здесь поставим сцену, здесь сделаем танцпол, фан-зону, VIP-партер». Я послушал и говорю: «Вы чей концерт устраиваете? Вы понимаете, что выбираете формат «Песни года»? А вашему артисту, наверное, было бы интереснее общение с публикой». Вместо обычной сцены и всего остального я им предложил сделать сцену-таблетку в центре площадки и продавать билеты во все сектора, по обе стороны арены — чтобы Василий работал на триста шестьдесят градусов. Ему идея понравилась, но его люди долго сомневались. Особенно поначалу, когда билеты продавались с трудом, а надо-то было продать тридцать тысяч штук. Но потом дело пошло. Когда на концерте Василий попросил зрителей посветить телефонами, это было невероятное зрелище. Море света!»

«Проводить концерты в спорткомплексе планировали с самого начала, — вспоминает Марина Марковская, в прошлом замдиректора по организации мероприятий, которая пришла на работу в «Олимпийский» еще до Игр 1980 года. — Театральную часть, как это тогда называлось, достраивали после Олимпиады. Просчитывалось все: зрительские места, точки, в которых будет вешаться звук. Государство выделило деньги на финский усилитель. Такой же еще купили Театру Ленинского комсомола и, по-моему, Пугачёвой».

Концерт Билли Джоэла, 1987.

Первой западной группой, сыгравшей в спорткомплексе, стала французская Paris — France — Transit. Так Дидье Маруани окрестил свой новый проект после того, как лишился прав на использование названия, под которым прославился: Space. В июне 1983‑го парижские электронщики поразили андроповскую Москву использованием стационарного лазера на сцене. У Москвы тоже нашлось чем удивить гастролера. «По кромке сцены были выставлены корзины с цветами, — вспоминает нынешний главный инженер «Олимпийского» Анатолий Клещуков, который пришел на работу в спорткомплекс на стадии строительства. — Но это были не просто срезанные цветы. В корзинах стояли цветы в горшках. Так вот Маруани, желая поблагодарить зрителей за прием, поднял одну такую корзину и уже собирался бросить ее публике. И тут на сцену посыпались эти горшки с землей. Он был, так сказать, несколько обескуражен».

В 1987‑м три концерта в «Олимпийском» дал Билли Джоэл. «Первые ряды занимали представители посольства США, — вспоминает Марина Марковская. — Как нам сказали, они хотели больше посмотреть на его жену (супермодель Кристи Бринкли. — Прим. «Татлера»). А нас больше интересовал он сам. Он прыгал, скакал на рояле, что было диковинно». «В какой-то момент начал кидать в публику ботинки, — рассказывает Анатолий Клещуков. — Наша публика юмора не оценила, и ботинки полетели уже из зала на сцену. Он аж за рояль убежал тогда».

Соревнования по боксу на Олимпиаде, 1980.

Однако более всего меломанам перестроечной Москвы запомнился концерт Pink Floyd в июне 1989 года. Он до сих пор остается крупнейшим в истории спорткомплекса: послушать психоделических англичан пришли сорок тысяч человек. Чтобы их разместить, сцену — единственный раз за сорок лет — пришлось поставить не вдоль арены, у северной стороны, как делают сейчас, а поперек, у западной. Благодаря этому почти все поле стало возможно использовать в качестве партера, а зрители на трибунах смотрели на сцену, как зрители лож, скажем, бельэтажа Большого театра. «Мы такого не слышали, — вспоминает Виталий Мант, который на том концерте был обычным зрителем. — Звук убил! А еще этот объем, воздух. Лет через пять-шесть я видел «Пинк» на стадионе в Штатах — впечатления от концерта в «Олимпийском» были сильнее».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кошкин дом в музее Кошкин дом в музее

Пресс-секретарь эрмитажных котов Мария Халтунен о том, для чего музею нужны коты

Дилетант, ноябрь'18
Держать лицо Держать лицо

Популярные методики для естественного омоложения лица

Yoga Journal, январь'19
Мастера превращений Мастера превращений

Фантастическое преображение, способное сделать гусеницу прекрасной бабочкой

Вокруг света, январь'19
Я, снова я и Петров Я, снова я и Петров

Раздвоение Александра Петрова: каким был самый популярный актер до своей славы

Esquire, январь'19
Самые высокооплачиваемые музыканты-2018. Рейтинг Forbes Самые высокооплачиваемые музыканты-2018. Рейтинг Forbes

Рейтинг самых высокооплачиваемых музыкантов

Forbes, декабрь'18
Мистер Рико Мистер Рико

Как Пуэрто-Рико стал пристанищем для миллионеров

GQ, январь'19
Последствия мощного землетрясения на Аляске: фото и видео Последствия мощного землетрясения на Аляске: фото и видео

30 ноября на Аляске произошло землетрясение

National Geographic, декабрь'18
СОЖ вместо ЗОЖ СОЖ вместо ЗОЖ

Почему бы не заменить ЗОЖ на СОЖ – счастливый образ жизни

Домашний Очаг, январь'19
Как накачать пресс кубиками: 5 главных мифов и лучшая программа упражнений Как накачать пресс кубиками: 5 главных мифов и лучшая программа упражнений

Триста спартанцев будут нервно курить в сторонке!

Playboy, декабрь'18
Победитель Google: как россиянин создал национальный интернет-поисковик во Вьетнаме Победитель Google: как россиянин создал национальный интернет-поисковик во Вьетнаме

Зачем вьетнамцам собственный браузер и поисковик

Forbes, декабрь'18
Что говорит о нас наш дом Что говорит о нас наш дом

Организуя свой дом, мы воплощаем наши неосознанные влечения и инстинкты

Psychologies, декабрь'18
Из другого теста Из другого теста

Мэгги Джилленхол рассказала, почему в каждом человеке живет монстр

Grazia, декабрь'18
Верой и правдой. Как западные агентства служат аравийским монархам Верой и правдой. Как западные агентства служат аравийским монархам

Верой и правдой. Как западные агентства служат аравийским монархам

Forbes, декабрь'18
Ирвин Ялом: «В моей душе сейчас много сострадания к родителям» Ирвин Ялом: «В моей душе сейчас много сострадания к родителям»

Каждый сеанс психотерапии — это своего рода путешествие по незнакомой местности

Psychologies, декабрь'18
Трудно быть буром Трудно быть буром

Что заставляет белых граждан ЮАР думать о переселении с родины

Огонёк, декабрь'18
Смена декораций Смена декораций

Почему бы не встретить Новый год на перекрёстке путей и культур

Robb Report, декабрь'18
С улицы Бассейной С улицы Бассейной

Как хлопанье в ладоши и мультиварка помогут вам стать более собранным человеком

StarHit, декабрь'18
«Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России «Шуба - это необходимость»: Татьяна Матюшина о бренде MATU и моде в России

Татьяна Матюшина рассказала, как создаются ее экологичные и натуральные шубы

Cosmopolitan, декабрь'18
Тони Старк Тони Старк

Правила жизни Тони Старка

Esquire, январь'19
Новости, проверенные временем Новости, проверенные временем

Невероятные новости

Maxim, январь'19
Счастье трудоголика. Почему IBM и Google разрешают работать вне офиса Счастье трудоголика. Почему IBM и Google разрешают работать вне офиса

Крупные западные корпорации давно оценили эффективность гибкого формата работы

Forbes, декабрь'18
Поехали! Отзыв о курорте Club Med Cefalu (Италия, Чефалу) Поехали! Отзыв о курорте Club Med Cefalu (Италия, Чефалу)

Отзыв о курорте Club Med Cefalu

SNC, декабрь'18
Джози Рорк: «Наш фильм нельзя считать полностью достоверным. Этим он и прекрасен!» Джози Рорк: «Наш фильм нельзя считать полностью достоверным. Этим он и прекрасен!»

Героиня этого номера Grazia – британский режиссер Джози Рорк

Grazia, декабрь'18
Настоящий подполковник Настоящий подполковник

Владелец заводов, газет, спа-отелей Александр Лебедев стал на путь исправления

Tatler, январь'19
Царствовать и править Царствовать и править

BMW «трешка» защитит свой трон в королевстве среднеразмерных премиум-седанов

Quattroruote, январь'19
5 главных настроек Windows для комфортной работы 5 главных настроек Windows для комфортной работы

5 главных настроек Windows для комфортной работы

CHIP, декабрь'18
Письмо главного редактора: «Казус крошки сына» Письмо главного редактора: «Казус крошки сына»

Письмо главного редактора: «Казус крошки сына»

Maxim, декабрь'18
Водная среда под угрозой: как спасти океан Водная среда под угрозой: как спасти океан

Исследователь Пол Роуз руководит экспедициями проекта «Девственные моря»

National Geographic, декабрь'18
Стать лучше с помощью любви Стать лучше с помощью любви

Как жизнь вдвоем позволяет измениться и посмотреть на себя со стороны

Psychologies, декабрь'18
У каждой своя «изюминка»: 7 фактов о женском месте Х (вы точно удивитесь) У каждой своя «изюминка»: 7 фактов о женском месте Х (вы точно удивитесь)

Самое важное и интересное о женском месте Х

Playboy, декабрь'18