Темная сторона ИИ
Мы не просто используем новый вид интеллекта – мы взаимодействуем, и он влияет на нас. Некоторые из этих влияний заметны сейчас. Другие трудно предсказать. Но мы попробуем.
Из удивительной игрушки сегодня ИИ превращается в образ жизни. Это началось раньше, чем кажется. Созданная в 1966 году программа «Элиза» (ELIZA) уже умела имитировать психотерапевта, реагируя на ключевые слова. Многие ее собеседники считали, что говорят с человеком, а не с программой. «Но в 2023 году произошла революция, – утверждает ИТ-эксперт Сергей Карелов. – Появилась не просто программа, умеющая говорить и играть в шахматы. Эта программа сама обучается, она интеллектуально сопоставима с человеком и может сдать экзамен на адвоката или врача». Мы получили сверхмощный и совершенно новый когнитивный гаджет для человеческого разума.
Этапы когнитивной эволюции
Наш разум формируется в социальной среде: мы учимся у себе подобных. Если ребенок-Маугли растет среди зверей, из него человека не выйдет. Мы подключаемся к социокогнитивной сети (термин Мерлина Дональда1), в которой происходит множество информационных обменов с живущими ныне и жившими прежде людьми: Ломоносовым, Марксом, Эйнштейном, Горбачевым... «И до сих пор носителями таких сетей были только люди», – подчеркивает Сергей Карелов.
Подключение к социокогнитивной сети происходит с помощью когнитивных гаджетов2 – так психолог, специалист по эволюции мышления Сесилия Хейес назвала механизмы мышления, которые она считает не биологически наследуемой способностью, а результатом накопления и передачи опыта. «Важнейшим за все время существования человечества когнитивным гаджетом был язык, – рассказывает Сергей Карелов. – С его помощью стало возможно передавать знания в пространстве и времени. Столетия спустя появился другой когнитивный гаджет – письмо. Он позволил экстернализировать информацию, хранить ее не только в собственном мозге, а использовать внешние носители». Такими же гаджетами были счет, математика, нотная грамота.