Положение вне игры
Планировать отпуск в зависимости от графика игр любимой команды. Копить деньги на поездку в другой город на матч. Уметь кричать до срыва голоса правильные слова с трибун. Что заставляет их делать все это, становясь частью силы, известной как «футбольные фанаты»?
В одиннадцати городах России проходит Чемпионат мира по футболу FIFA™. Мы видим на улицах все больше болельщиков. Чаще это молодые мужчины, а иногда подростки. Они идут небольшими группами или целой толпой, поражение или победа команды для них – важное событие как в личной жизни каждого, так и в жизни их сплоченного сообщества, и даже те из нас, кто равнодушен к футболу, чувствуют их возбуждение. Они вызывают у нас разные переживания: мы опасаемся их агрессивности, восхищаемся эмоциональностью, а иногда завидуем тому ощущению единства, которое от них исходит. А как они сами оценивают себя? Каковы их отношения со своей командой и друг с другом? Заглянуть за кулисы этого закрытого мира нам помог 40-летний Александр Шпрыгин. В фанатских кругах он хорошо известен, а два года назад его имя было во всех СМИ: его обвиняли в том, что он был зачинщиком массовой драки с англичанами, которую российские болельщики устроили в Марселе на чемпионате Европы 2016 года. Александр Шпрыгин 10 лет возглавляет созданное им общественное движение «Всероссийское объединение болельщиков», действие которого в настоящее время приостановлено из-за разногласий с правоохранительными огранами. «Я пришел в фанатизм подростком в 1989 году, – рассказывает он. – Тогда, чтобы стать фанатом, нужно было посетить хотя бы один выездной матч. После нескольких выездов ты оказываешься в тусовке, тебя начинают узнавать, принимать. Хочешь быть фанатом – будь готов изменить жизнь, предупреждай маму, что в следующие выходные едешь в Тюмень или во Владивосток со своей командой. И тебе обязательно придется драться». Неужели нельзя без драк? «А иначе зачем идти в фанаты?» – искренне удивляется Александр Шпрыгин. Он считает драки проявлением мужественности. А вот пить во время матча сегодняшнему настоящему фанату не положено – надо быть в форме. «Официального запрета нет, но если ты отправляешься на выезд, два-три дня в поезде, все кругом трезвые, а ты выпил, тебе самому будет неуютно», – поясняет Александр. «Бьются» фанаты – и на стадионе, и за его пределами – не за конкретных игроков (их болельщики частенько ставят на место, если слишком «звездят», – могут прокричать что-то «отрезвляющее» или потом на встрече с командой высказать претензии в лицо), а за клуб. Здесь можно провести такую параллель: команда отстаивает свою честь на поле, фанаты – за его пределами. Но не все уверены в необходимости таких драк.
Внутренний мир
Елена Еркина изучает феномен футбольного фанатизма много лет – как социолог, как спортивный психолог и футбольный менеджер, и на общественных началах возглавляет «Фан-посольство России» – член европейской сети болельщиков. «Драться, устраивать погромы и разборки во всем мире считается плохим тоном. Это категория футбольных хулиганов, которых не приветствуют во всем мире», – поясняет социолог. Хотя именно они и причисляют себя к истинным фанатам, остальных – к болельщикам. Тут необходимо небольшое пояснение: слово «фанат» пришло из английского языка, и во всем мире болельщик и фанат – это одно и то же. И только в России есть деление на болельщиков и фанатов. И если болельщик – это просто тот, кто интересуется спортом, то фанат – это гораздо серьезнее. «Это значит принадлежать к субкультуре и обозначать эту принадлежность через определенные символы», – подчеркивает Елена Еркина. Например, придерживаться цветов клуба, одеваться в стиле спортивного casual (иногда это одежда определенных марок, связанных с футболом), носить клубную символику – майку, кепку, шарф, значки. Цветовой гаммы придерживаются все – от болельщиков до тренерского состава. «На стадионе «Зенита» вы не увидите ничего другого цвета, даже клумбы будут командных тонов», – говорит Елена. Приверженность выбранным цветам может показаться странной тому, кто сам не принадлежит к кругу посвященных. «Бывает, что фанат сине-белых отказывается заправляться на заправке «Лукойла», даже если бензин на нуле, только потому, что цвета компании – красно-белые, как у «Спартака», а это враги», – рассказывает Александр Шпрыгин. Фанаты и говорят на особом языке: это сленг, который непонятен другим и служит способом отличить своего от чужого. Но не только особый язык и атрибутика отличают фанатов: у большинства из них есть особенности характера, особый тип реакции. «Фанаты одержимы, в их эмоциональном мире очень тонка грань между эйфорией и яростью, между радостью и отчаянием. Его команда выиграла – он счастлив и готов одарить любовью жену и детей. Проиграла – два дня будет мрачнее тучи», – убеждена Елена Еркина.