Зачем я лайкаю себя
Что нам нужно от других? Внимание, уважение, симпатия, сочувствие. Поэтому неудивительно, что мы делимся с ними лучшими моментами жизни и самыми удачными фотографиями. Но не значит ли это, что мы чрезмерно поощряем собственный нарциссизм?
Перелистывая ленту в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) или Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), можно встретить профиль знакомого пользователя, который регулярно выкладывает свои фотографии: из ресторана, с отдыха на фоне моря, в фойе театра, в спортзале. Иногда мы смотрим на его жизнь со стороны и не одобряем: «Опять себя выложил, настоящий нарцисс!» А иногда этот пользователь – мы сами, и мы ждем совсем другой реакции.
Зеркало души
«Социальные сети – это очередная социальная среда, жизненное пространство, в котором работают те же самые закономерности, которые мы наблюдаем в реальности, – считает семейный психолог Александр Шадура. – Раньше мы пытались найти свое место в обычном обществе, теперь так же ищем его в интернете». Это просто новая площадка, подаренная прогрессом, и мы приходим сюда точно так же, как в новое кафе, – потому что кто-то сказал, что здесь хорошо, потому что здесь часто бывают знакомые. «Я выпадала из разговора с подругами, потому что они обсуждали то, что узнали из соцсетей, а я не могла поддержать беседу, – признается 28-летняя Людмила. – В конце концов я зарегистрировалась, и сейчас у меня то ли семь, то ли восемь соцсетей, уже не помню». Мы делимся новостями и эмоциями, иногда ожидаем поддержки, а иногда надеемся получить положительную оценку своему внешнему виду или действиям. «Личную страничку в Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) я воспринимаю как художественную галерею, – рассказывает 29-летняя Дана. – Она посвящена моим интересам, и важно, чтобы фото были качественными, а посты интересными. Аккаунт служит для меня местом, в котором я проявляю себя». Дана говорит, что не делает ничего специально для того, чтобы привлечь новых подписчиков, но когда они появляются, это ее радует. «У каждого есть потребность в признании, – продолжает Александр Шадура. – И мы все сравниваем себя с другими. Выкладывая свои фотографии в соцсетях, мы не становимся нарциссами. Характерные для нарциссов черты присущи всем, но в меньшем количестве и слабее выраженные». Между потребностью в признании и зависимостью от одобрения – тонкая грань, которая не всегда заметна.
Первый пошел
В социальных сетях есть много способов выразить отношение к автору: подписка, комментарий, репост и лайк. Последний настолько прочно обосновался в нашем виртуальном общении, что в молодежных компаниях его используют и в повседневной речи, произнося вслух: «Лайк!» И программисты не дремлют: создано уже не одно приложение для накрутки лайков для всех существующих соцсетей. «Я не пользуюсь накрутками, но всегда ставлю первый лайк под своими постами, – рассказывает 26-летний Леонид, пользователь «ВКонтакте» и Telegram, – я считаю это логичным: мне нравится то, что я делаю, иначе зачем бы я это делал!» У 36-летней Галины другой резон: «Я пишу в ФБ – и уверена, потому что проверяла: между постом и первой реакцией всегда проходит больше времени, чем между первым лайком и вторым. Поэтому иногда я ставлю первый лайк сама, чтобы следующему было проще». Галина сравнивает это со страхом чистого листа. Так ли это, трудно сказать, исследований на эту тему пока нет. «Хотеть нравиться другим и получать лайки – естественно, – напоминает Александр Шадура. – Но если кто-то считает каждый лайк и болезненно воспринимает их недостаток – это говорит о неуверенности и неустойчивой самооценке. Если я считаю лишь себя достойным лайков – это нарциссизм. Тогда любой дислайк будет восприниматься как отрицание моей ценности и может вызвать агрессию по отношению к авторам негативных оценок».