“Я вижу в клиенте ребенка, застрявшего в прошлом”
Причина наших страданий – неудовлетворенные потребности в отношениях, убежден интегративный психотерапевт Ричард Эрскин. Как мы можем это исправить и как вести себя с детьми, чтобы они выросли счастливыми?
Ричард Эрскин впервые провел воркшоп в России, но его книги и метод интегративной психотерапии хорошо известны российским психологам. В основе подхода – простая мысль: каждому из нас с детства необходимы отношения. Но когда-то сбой в контакте со значимым другим нарушил целостность «Я». Восстановить ее можно с помощью контакта терапевта и клиента.
Psychologies: Вы были детским психологом, практиковали клиентцентрированную терапию, гештальт-терапию, психоанализ, транзактный анализ. Создали свой интегративный подход. Скажите, в какую дверь заглянуть клиенту, чтобы получить исцеление?
Ричард Эрскин: Не надо обращать внимание на то, какая это школа, какие правила. Нужно пойти на встречу с терапевтом и увидеть в нем личность, понять, какие у него качества: насколько он последовательный, уважительный, устойчивый, эмпатичный, можно ли на него положиться, способен ли он признать свои терапевтические ошибки и измениться. Если он соответствует этим критериям, то не важно, психоаналитик он, гештальт-терапевт или шаман. Лечит не школа, лечат качества человека и терапевтических отношений. В своем – интегративном – подходе я всегда смотрю, каков возраст клиента, который застрял где-то в прошлом на одном из этапов развития. Когда он был травмирован или отвергнут и оставлен. Этот метод базируется на взаимоотношениях. Поэтому мы постоянно работаем над качеством контакта между терапевтом и клиентом.
С чем к вам приходят чаще всего?
Р.Э.: Мы с коллегами 20 лет назад провели исследование в Институте интегративной терапии в Нью-Йорке и пришли к выводу, что, по сути, все восходит к восьми базовым потребностям в отношениях и, соответственно, к неудовлетворению их. Я не чувствую себя в безопасности. Я не чувствую, что меня признают. Меня не принимают таким, каков я есть. Я не могу на тебя положиться и почерпнуть от тебя силу и мудрость. Ты не начинаешь контакт со мной, ты ко мне не приходишь. Ты не позволяешь мне протестовать и влиять на тебя. Если я выражаю свою привязанность и любовь, то тебя просто нет, ты отсутствуешь. И наконец, ты не со мной, не сопровождаешь меня, ты на другой волне, не настроен на меня. Так бывает, когда мама садится играть с ребенком, но в этот момент она не с ним – она в телефоне, в мыслях, в телевизоре. Кроме родителей очень сильное влияние на нас оказывают братья и сестры, учителя, школьные друзья.