Что смотреть после «Во все тяжкие»: 5 фильмов и 5 сериалов
Esquire выбрал 5 фильмов и 5 сериалов, переосмысливающих и дополняющих «Во все тяжкие», который скоро,как сообщается, тоже продолжат полнометражным фильмом для Netflix.
Нелегко будет найти в XXI веке теле- и кинопроизведения, сопоставимые по влиянию с Breaking Bad: именно этот сериал провел грандиозный водораздел между тем, как снимали до него, и тем, как пытаются снимать сейчас с оглядкой на трагическую историю Уолтера Уайта — «того, который стучит». Однако юг Америки и вообще бедные штаты часто становятся фоном для тех самых криминальных историй, которые поражают такой же эмоциональной глубиной (например, те же темы и даже те же локации регулярно посещают режиссеры братья Коэн, фильмы которых для разнообразия здесь мы упоминать не будем).
Сериал «Лучше звоните Солу» (2015–)
Из шоураннерской фильмографии создателя «Во все тяжкие» Винса Гиллигана толком больше и нечего выбрать, кроме сериала-приквела «Лучше звоните Солу»: до того, как придумать и спродюсировать эпическое произведение о школьном учителе и винтоваре, он писал сценарии в разных проектах Криса Картера, известного в первую очередь по «Секретным материалам». Иначе говоря, для Гиллигана, как для главного автора большой формы на телевидении, «Во все тяжкие» вполне могут считаться дебютом, и, конечно, шокирует, как у него получилось в первый же раз сконструировать столь сложное многосерийное кино.
В «Лучше звоните Солу» ценен шоураннерский почерк Гиллигана: видно его умение увидеть античную трагедию в запыленной, неприбранной повседневности и в демонах, что прячутся за дешевыми дверями непримечательных кабинетов. Сериал о том, как знаменитый Сол Гудман стал собой — юристом, умеющим сделать невозможное для тех, у кого водятся деньги, — создан с необходимым минимумом второплановых персонажей и без особой спешки: неторопливость, размеренность и вдумчивость — тоже заметные гиллигановские черты. Кроме того что приквел намного расширяет мир «Во все тяжкие» (даже больше: по итогам четырех уже вышедших сезонов кажется, что это Джесси и Уолтер — второстепенные герои сериала про Джимми Макгилла, а не наоборот), он не только выступает как заметки на полях Breaking Bad (биография всех персонажей наполняется подробностями), но и продолжает исследовать границы общественной морали. Важна параллель между Солом Гудманом и Уолтером Уайтом: оба они решают совершать зло во благо. Конкретно герой Боба Оденкерка (очередного блестящего, с неожиданной стороны раскрывшегося возрастного актера после Крэнстона) виртуозно и не всегда в рамках процессуальных кодексов представляет преступников и негодяев лишь потому, что сам изгой и видит миссию в защите себе подобных. Куда это его приведет, пока непонятно. Стоит ждать новых сезонов.
Фильм «Сокровища Сьерра-Мадре» (The Treasure of the Sierra Madre, 1948)
Классика с Хамфри Богартом — суровая мужская история об искателях, которые, обнаружив месторождение, начинают мыть золото (считай, тот же муторный, но результативный в плане денежной перспективы процесс, что и варка метамфетамина). Но большие деньги, как водится, все портят. Гиллиган называет «Сокровища Сьерра-Мадре» одним из своих любимых фильмов, и влияние этой картины на «Во все тяжкие» несомненно и велико. По факту, это та же история, только без семейной линии: трое бедняков, неожиданно заполучив маленький капитал, решают перестать прозябать и отправляются попытать счастья, намыв немножко золота там, куда еще не добрались корпорации. Главного героя Доббса подведет банальная жадность, и ему начнет отказывать здравый смысл — в результате сага об огромном дельце закончится и трагично, и анекдотически (финал «Во все тяжкие» отчасти похож на этот).
Сериал «Клан Сопрано» (The Sopranos, 1999–2007)
Классический сериал нулевых, с которым «Во все тяжкие» уже ставят в один ряд по успешности, на самом деле похож на opus magnum Винса Гиллигана куда больше, чем кажется. Главный герой Тони Сопрано — это такой Уолтер Уайт, у которого все получилось, который не пал под гнетом криминальных обстоятельств, не сломался, объяснил, как зарабатывает на весьма обеспеченную жизнь, своей семье, и так далее. Все, да не все: глава итало-американской мафии всего немаленького Нью-Джерси, это место не заслуживший, а лишь «унаследовавший» от своего «учителя» Джуниора, оказывается таким же, как мы все, сомневающимся, трепетным, чувствительным горожанином, которому не чуждо ничто человеческое — даром что он «по служебным обстоятельствам» убивает людей, изменяет жене, скрывается от ФБР. Шоураннер Дэвид Чейз ставит своего героя с двумя лицами, чью роль исполняет совсем не аленделонистый и даже не марлонбрандонистый Джеймс Гандольфини, в центр классической криминальной саги. Наподобие «Крестного отца» (разве что попроще, без таких уж выспренностей вроде псевдоблагородных донов в костюмах и всего этого «Ты относишься ко мне без уважения»). Но Тони Сопрано не дают права выдать мафии, что он тоже человек со своими тараканами и заморочками: это послужит сигналом, что босс дал слабину и его вместе с его подпольной империей уже пора рвать на части. «Клан Сопрано» — это опять, как и, например, «Обычная женщина», сериал о столкновении мира больших дел (где могут быть завязаны миллионы долларов, сотни лет в тюрьме и чьи-то жизни) с миром приватным, где тройка по математике у младшего сына может оказаться важнее, чем всякие там бандитские разборки.