Люди недооценили реакцию незнакомцев на внезапные комплименты
Американские ученые выяснили, что люди реагируют на комплименты от незнакомцев не так, как кажется тем, кто их говорит. С помощью четырех отдельных исследований, в которым студентам необходимо было говорить приятные вещи незнакомцам того же гендера не территории кампуса, исследователи показали, что комплименты кажутся тем, кто их говорит, менее приятными, чем тем, кто их получает. Такая оценка зависит от тревожности и мыслей о неспособности сказать правильные вещи — и они в итоге мешают людям говорить другим приятное. Статья опубликована в журнале Personality and Social Psychology Bulletin.
Комплименты — одна из самых распространенных разновидностей просоциального поведения: приятные слова, сказанные другим, могут укрепить уже существующие связи, помочь завести новые и попросту улучшить настроение как тому, кто комплимент получает, так и тому, кто его делает. При этом часто люди воздерживаются от комплиментов, в особенности — незнакомым людям, причем причины у этого могут быть самые разные.
С одной стороны, важную роль играет социальная тревожность: человек может попросту бояться как-то комментировать других людей или даже заводить с ними беседу. Кроме того, свою роль может играть и страх того, что комплимент воспримут неправильно: даже искренний комплимент можно посчитать домогательством, проявлением завести или лестью.
С другой стороны, оценка других людей, необходимая для того, чтобы сделать комплимент, может провоцировать негативную рефлексию — поэтому человек может не говорить приятное другим людям только потому, что это заставляет его самого чувствовать себя плохо. Так или иначе, психологическим аспектам комплиментов посвящено не так много исследований, поэтому выяснить точно, какие именно факторы (или их комбинация) влияют на то, говорят ли люди приятное другим, до сих пор не удавалось.
Разобраться в этом подробнее и получить эмпирические данные решили Эрика Бусби (Erica Boothby) из Пенсильванского университета и Ванесса Бонс (Vanessa Bohns) из Корнеллского университета. Всего они провели четыре отдельных исследования, участников в которых разделили на две группы: тех, кто говорит комплименты, и тех, кто их получает.
В первом исследовании приняли участие 100 студентов: каждому из них необходимо было похвалить одежду незнакомца того же гендера на территории кампуса. Перед выполнением задания каждый участник заполнил небольшой опрос о том, как, по его мнению, незнакомец отреагирует на сказанное. После задания участникам необходимо было отдать тому, кому они сделали комплимент, небольшой запечатанный конверт, внутри которого (участники об этом не знали) находился лист с небольшим опросом: на этот раз — о том, как человек, который получил комплимент, на него отреагировал.