Принцип «чха бу доу». Что нужно знать бизнесмену о Китае, чтобы не удивляться
Возможно, вам приходилось слышать такой анекдот: «Сидит один человек на рельсах, пересекающих бескрайнее поле, и тут подходит к нему другой со словами: «Подвинься-ка, я тоже присяду». Если нам с вами смешной эта ситуация покажется потому, что рельсы длинные и двигаться нет никакой необходимости, то китайцы улыбнутся совершенно по другой причине: «Какой молодец, на тепленьком захотел посидеть!»
Когда вы только начинаете бизнес с Китаем, многие вещи кажутся удивительными. Порой даже создается впечатление, что вы не только говорите на разных языках, но и мыслите совершенно по-разному. В действительности так и есть. Однако это вовсе не значит, что работать с китайцами опасно или неприятно. Напротив, этот народ очень гостеприимен и ориентирован на развитие бизнеса. Тем не менее перед тем, как отправиться в КНР, необходимо изучить принятые здесь обычаи и тонкости этикета, чтобы не оказаться в неприятном положении.
Дух соперничества
С самого детства китайцы ощущают дух конкуренции и соперничают за «место под солнцем». Учитывая многомиллионное население этой страны, выбиться в люди и стать богатым в КНР не так просто. Именно поэтому мантра китайских бизнесменов звучит так: «Заработай любой ценой!».
Отсутствие понятия «взаимная выгода»
В словаре китайских коммерсантов напрочь отсутствует понятие «взаимная выгода». При заключении сделки они в первую очередь преследуют собственные интересы, рассматривая потенциального покупателя только как источник прибыли. Стремясь увеличить объемы экспортируемой продукции, китайцы готовы пустить в ход любые средства, не боясь, что это станет сотрудничеством «на один раз».
Старый клиент хуже новых двух
Главным способом увеличения объема продаж китайские бизнесмены считают привлечение новых покупателей. Эта стратегия, по их мнению, намного проще, так как замотивировать существующих клиентов делать более крупные заказы можно только скидками и подарками, а это, в свою очередь, упущенные деньги.
Принцип «чха бу доу»
В переводе с китайского эти три слова означают «почти одно и то же» и широко применяются в бизнес-среде. Согласно принципу «чха бу доу» производитель может изготовить «почти такое же» изделие, как требуется заказчику, и потом совершенно искренне удивляться, почему последнего не устраивает качество товара. Поэтому заказчикам необходимо не только детально прописывать все требования к продукции в договоре, но и регулярно проводить инспекции качества готового товара.