Почему конкурировать с гигантами оказалось не под силу независимым игрокам?

ForbesБизнес

«Придут и затопчут»: почему стартапы не выдерживают конкуренции с «Яндексом», Mail.Ru Group и Сбербанком

Первопроходцами в сфере доставки продуктов на дом в России стали небольшие стартапы. Но вскоре в отрасль пришли крупные компании — скупили успевших подрасти игроков и запустили собственные проекты. Почему конкурировать с гигантами оказалось не под силу почти никому из независимых игроков?

Ксения Мельникова, Валерия Житкова

Конкурировать со «слонами» рынка новорожденным стартапам чаще всего оказывается не под силу (Фото Zuma\TASS)

Для фудтех-рынка начало 2020 года ознаменовалось смертью сразу четырех стартапов, которые доставляли продукты из магазинов и фермерских хозяйств. 13 января о закрытии объявил сервис доставки фермерских продуктов ресторанам Foodza, 14-го — Golama, который привозил продукты из столичных магазинов на дом, 16-го — его аналог Superbro, а 22-го о заморозке проекта в этой же сфере отчиталась петербургская компания «Достаевский». Официальными причинами ухода с рынка были нехватка средств для развития и недостижение запланированных результатов.

На деле проблема оказалась шире: основным препятствием на пути всех закрывшихся проектов стала олигополия технологических гигантов, которые, по выражению основателя Golama Евгения Львова, «создают что-то свое, не оставляя шансов на конкуренцию, и заливают рынок деньгами». «Они ведут себя как слоны в посудной лавке. Стартаперы уже боятся делать то, что потенциально может быть интересно для интернет-гигантов — понимают, что большие игроки придут на поляну и затопчут их», — рассуждает предприниматель.

Forbes изучил, действительно ли конкуренция с интернет-гигантами не оставляет шансов независимым стартапам и так ли плохо для молодых компаний «лечь под корпорацию».

Первый на выход

Парад ушедших в небытие стартапов открыл проект Foodza Владимира Холязникова, совладельца и бывшего гендиректора онлайн-магазина KupiVip. Сервис искал региональные фермерские хозяйства, а также дистрибьюторов бакалеи, закупал у них продукты и продавал общепиту в режиме одного окна. Идею Холязников и его партнеры Дмитрий Боев и Павел Власов в 2017 году подсмотрели у китайской Meicai и американского GrubMarket. Вложили «несколько сотен тысяч долларов» собственных средств и запустили IT-платформу, соединяющую фермеров и общепит.

Зарабатывал проект на комиссии 12-18% с каждой покупки, а также на плате за доставку. Но этого не хватало, чтобы выйти в операционный плюс: по итогам первого года работы ООО «Фудза Про» зафиксировал убыток в 12,8 млн рублей при выручке в 16,7 млн рублей. Это не стало красным флагом для инвесторов и основателей, уверяет Холязников — «инвестиционная модель предполагает операционную убыточность».Тем не менее, свои деньги заканчивались, и обеспечивать рост можно было только за счет сторонних вложений.

«Того, кто сегодня застолбит рынок, через три-четыре года будет уже не догнать»

В октябре 2018 года Foodza привлек посевные инвестиции в размере $1 млн от Mail.ru Group, американского венчурного фонда FJ Labs, фонда Игоря Рыбакова и Оскара Хартманна Larix и нескольких частных инвесторов. В общей сложности инвесторы получили 15% в компании, 85% сохранили основатели.

Инвестиции помогли нарастить количество заказов до 150 в день — по оценке Холязникова, «хороший показатель», учитывая, что вес каждого заказа составлял в среднем 350 кг, а средний чек — 12 000 рублей. Каждый отдельный заказ был операционно прибыльным, но целиком вывести компанию в плюс все равно не удалось: из 12 000 рублей после вычета стоимости продуктов, НДС, температурной логистики оставалось около 500, и из этой суммы нужно было покрыть зарплаты разработчиков и другие текущие расходы.

Партнеры надеялись сыграть на масштабе: растить количество заказов и постепенно сокращать убыток. По расчетам Холязникова, для выхода на прибыль Foodza нужно было выполнять порядка 15 000 заказов в неделю. Чтобы «добежать до критической массы», не хватало $15-20 млн инвестиций.

Партнеры провели еще один раунд финансирования, но набрали от дружественных инвесторов всего около $1 млн, и от денег в итоге отказались. «Когда ты привлекаешь инвестиции, берешь на себя ответственность за свой рост. Мы понимали, что с этим миллионом далеко не убежим, а привлекать необходимые $15-20 млн будем долго», — поясняет Холязников. В итоге партнеры решили «зафиксировать убытки и закрыть проект».

Инвестиционная мясорубка

Построить успешную фудтех-компанию без крупных инвестиций сложно, и рано или поздно привлекать чужие деньги приходится. Но крупных инвесторов, разбирающихся в рынке, в России немного, и они обычно придерживаются стратегии «держать яйца в разных корзинах», рассуждает основатель сервиса доставки продуктов из магазинов Golama Евгений Львов: «IT-корпорации пропускают через себя кучу стартапов, но при этом даже не собираются делать на них серьезную ставку — просто пытаются выведать какие-то секреты, возможные интересные ниши». По мнению предпринимателя, для стартапов, попавших в такую «инвестиционную мясорубку», небольшие вложения от гигантов становятся «приманкой на крючке». «Все время, которое ты можешь тратить на развитие продукта, ты тратишь на обучение и удовлетворение интереса фондов и больших компаний», — констатирует Львов.

«IT-корпорации пропускают через себя кучу стартапов, но даже не собираются делать на них серьезную ставку — просто пытаются нащупать интересные ниши»

В случае Foodza под описанную стратегию подходит поведение Mail.ru Group (MRG). Холдинг не счел закрытие портфельного проекта серьезной неудачей: это было эксперимент c «совершенно незначительной» суммой вложений. «С помощью миноритарного вклада мы просто оценили возможные синергии», — объясняет представитель MRG.

Вместо того, чтобы доинвестировать в Foodza необходимые, по мнению основателей, средства, холдинг переместил внимание на другого игрока — работающего с 2013 года Instamart. Проект основали бывшие аналитики Goldman Sachs Петр Федченков и братья-близнецы Андрей и Дмитрий Жулины. Он начал с доставки продуктов в кафе и рестораны, а потом стал возить товары из гипермаркетов на дом. К октябрю 2019-го Instamart вышел на показатель обработки под 2000 заказов в день и превратился в лидера рынка по этому показателю.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

По пути Израиля: почему российским стартапам нужно перебираться за рубеж По пути Израиля: почему российским стартапам нужно перебираться за рубеж

Российские компании стали примерять на себя модель Израиля

Forbes
Мой секрет семейного счастья: я больше не обижаюсь на близких Мой секрет семейного счастья: я больше не обижаюсь на близких

Принято считать, что в браке надо открыто обсуждать обиды

Psychologies
Пот, кровь, слёзы и крест Пот, кровь, слёзы и крест

В конце XI века десятки тысяч людей отправились освобождать Иерусалим

Дилетант
Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике Пенсионеры подарят рост: как пенсионная реформа и низкая рождаемость создали предпосылки для скачка в российской экономике

Социологи и экономисты не зря пристально анализируют демографические показатели

Forbes
«Спорт помогает мне быть счастливой и добиваться целей» «Спорт помогает мне быть счастливой и добиваться целей»

Как регулярные тренировки помогают развивать бизнес и оставаться счастливым

Psychologies
Как правильно носить медицинскую маску, чтобы защитить себя от вирусов Как правильно носить медицинскую маску, чтобы защитить себя от вирусов

Отвечаем на популярные вопросы и рассказываем, как носить медицинскую маску

Cosmopolitan
Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф Трагедия Эйнштейна, или счастливый Сизиф

Очерк второй. Эйнштейн против Паули. Единая теория поля

Наука и жизнь
Стендап и этика: можно ли комику Луи Си Кею шутить про насилие, а нам — смеяться Стендап и этика: можно ли комику Луи Си Кею шутить про насилие, а нам — смеяться

Как стендап может существовать в эпоху политкорректности и #MeToo

Forbes
Пять самых больших пушек в истории Пять самых больших пушек в истории

По сравнению с некоторыми из этих пушек Царь-пушка покажется дамским пистолетом

Maxim
Что посмотреть: 15 любимых фильмов Уэса Андерсона, режиссера «Отеля Гранд Будапешт» и «Семейки Тененбаум» Что посмотреть: 15 любимых фильмов Уэса Андерсона, режиссера «Отеля Гранд Будапешт» и «Семейки Тененбаум»

От японской анимации до классики французской новой волны

Esquire
«Лучшая версия меня»: почему поколение Z удаляет фотографии из Instagram через несколько часов после публикации «Лучшая версия меня»: почему поколение Z удаляет фотографии из Instagram через несколько часов после публикации

Современные подростки — первое поколение, взрослеющее в эпоху социальных сетей

Forbes
Как заправить газовую зажигалку: самая простая пошаговая инструкция Как заправить газовую зажигалку: самая простая пошаговая инструкция

Пора освоить новый полезный скилл

Playboy
«Панически боюсь медицинских процедур» «Панически боюсь медицинских процедур»

Владимир Дашевский помогает разобраться, что именно пугает нашу героиню

Psychologies
Ваш выход! Ваш выход!

Сезон наград длится практически всю зиму, завершаясь вручением «Оскара»

OK!
Новые правила крутости Новые правила крутости

Статус-символы, по которым миллиардеров и аристократов отличают от обычных випов

Tatler
KIA Telluride. Неужели это обо мне?! KIA Telluride. Неужели это обо мне?!

KIA Telluride — оптимальный выбор для семьянина со стажем

4x4 Club
Супертаблетки внутри нас: почему миллиардеры тратят миллионы долларов на создание лекарств из бактерий кишечника Супертаблетки внутри нас: почему миллиардеры тратят миллионы долларов на создание лекарств из бактерий кишечника

Миллиардеры из Кремниевой долины вливают миллионы долларов в стартапы

Forbes
Гостинг, мостинг, касперинг: новые жестокие тренды в отношениях Гостинг, мостинг, касперинг: новые жестокие тренды в отношениях

Какие опасные тренды в отношениях появились сейчас

Psychologies
Обыкновенная история Обыкновенная история

Агрессия подростков – крайне неприятное, но закономерное и естественное явление

Лиза
На все готовы: самые красивые поступки знаменитых красавчиков ради любви На все готовы: самые красивые поступки знаменитых красавчиков ради любви

10 самых невероятных сюрпризов от знаменитых мужчин

Cosmopolitan
Деревню могут эвакуировать на 10 лет из-за бомб времен ВМВ Деревню могут эвакуировать на 10 лет из-за бомб времен ВМВ

Нейтралитет в войне не означает отсутствия оружия в арсеналах

Популярная механика
Большая чистка Большая чистка

Как привести в порядок ковер в домашних условиях? Простые способы и средства

Лиза
ОЦ-14 «Гроза»: самый необычный российский автомат ОЦ-14 «Гроза»: самый необычный российский автомат

«Гроза» террористов

Популярная механика
Как продолжать двигаться вперед, если вы сомневаетесь в себе Как продолжать двигаться вперед, если вы сомневаетесь в себе

Как не дать неуверенности и тревоги сбить нас с курса?

Psychologies
Фитнес-курс на весну Фитнес-курс на весну

Как быстрее скинуть лишний вес, набранный за зиму

Худеем правильно
Работай языком: что такое мьюинг и почему он может Работай языком: что такое мьюинг и почему он может

Как поддерживать подтянутый овал лица и заостренные скулы

Cosmopolitan
Шагреневая кожа Шагреневая кожа

Как же худеть, чтобы не пострадала кожа

Худеем правильно
Называли толстым, дымили в лицо: что такое офисный буллинг и как с ним бороться Называли толстым, дымили в лицо: что такое офисный буллинг и как с ним бороться

Почему людям нравится издеваться над коллегами и куда прятаться от буллинга

Forbes
Большой брат из Apple: как производитель iPhone читает личную переписку для борьбы с преступностью Большой брат из Apple: как производитель iPhone читает личную переписку для борьбы с преступностью

Как корпорация Apple перехватывает противозаконный контент

Forbes
Лучшие фильмы о любви на Лучшие фильмы о любви на

Подборка самых романтичных фильмов ко Дню всех влюбленных

Cosmopolitan
Открыть в приложении