От аэросаней до пенного огнетушителя: 5 важнейших российских изобретений
В День российской науки, 8 февраля, в Ильинском сквере начала работу выставка Политехнического музея «Плюс/Минус». Темой экспозиции стали российские изобретения, напрямую связанные с теплом и холодом. История изобретений рассказывается с помощью комиксов авторства современных иллюстраторов. Мы попросили сотрудников Политеха рассказать подробнее об изобретениях и узнали, кто придумал сварку, почему пена тушит нефть и как придумали батареи и центральное отопление.
Аэросани Неждановского (художница София Коловская)
Сергей Сергеевич Неждановский (1850-1940) в юности заинтересовался воздухоплаванием, а позднее - зарождавшейся в то время авиацией. Закончив физмат МГУ, он проектировал летательные аппараты, во многих случаях серьезно опередив свое время: придумал несущий винт с приводом от реактивных сопел на законцовках лопастей, а также идею безфюзеляжного самолета («летающего крыла»). Но строить большинство из них, даже в виде макетов, не собирался, в основном чертил «в стол».
Однажды Сергей Неждановский решил испытать прототипы двигателей и пропеллеров. Вместе с Николаем Жуковским, основоположником гидро- и аэродинамики, он построил металлическую раму, на которую ставился опытный двигатель. Рама была оснащена полозьями, чтобы можно было оценивать тягу, а привычного для современных аэросаней кресла не было – ведь на подобном устройстве и не думали ездить люди.
В 1905 году журнал «Воздухоплаватель» опубликовал описание испытательного стенда Неждановского, при этом журналисты предложили использовать устройство в качестве транспортного средства. Статью увидел Юлий Меллер, владелец крупного автозавода “Дукс”. Именно он стал инициатором создания массового “лыжного автомобиля” (название “аэросани” придумали позже). Совместно с инженером Докучаевым, Юлий Миллер разработал аэросани «Дукс», которые в 1908 году с триумфом представили публике. Вскоре начался бум: аэросани стали создавать по всей стране.
В 1911 году Императорское Российское автомобильное общество даже устроило гонку на замерзшей Средней Невке, которая подтвердила, что аэросани справедливо имеют репутацию быстрого транспорта с хорошей проходимостью. Позднее, в советское время, аэросани стали символом освоения районов Севера в XX веке.
Радиатор Сан-Галли (художница Варвара Гранкова)
Принявший российское подданство немец Франц Карлович Сан-Галли разработал первый эффективный радиатор центрального отопления. Его конструкция используется и по сей день. До Сан-Галли основными способами отопления были печи и камины.
Юный немец с итальянской фамилией, Франц Сан-Галли, оказался в Санкт-Петербурге в 19 лет по служебной надобности. В России Франц работал на литейно-механическом заводе Бёрда - сначала помощником бухгалтера, но быстро продвинулся по службе. В 1853 году он занял денег и основал собственную механическую мастерскую по изготовлению металлических изделий. Бизнес не имел успеха, Франц не мог отдать долги. В отчаянной попытке спасти дело Сан-Галли поехал в Европу – изучать рынок, знакомиться с новинками. В Европе он увидел книгу французского физика Жана Пекле по прикладной термодинамике, которая и подсказала решение задач, которое позднее принесли Сан-Галли славу и успех.
В 1855 году компании Сан-Галли удалось получить первый крупный заказ: создать систему отопления для императорской оранжереи в Царском селе. Предыдущие конструкции систем центрального отопления были ужасно неэффективны. Радиаторы представляли собой обычные трубы, по которым текла горячая вода, они отдавали воздуху слишком мало тепла.