Шедевр разночтений: в чем феномен «Черного квадрата»
«Черный квадрат» — одна из самых загадочных картин в истории. Вокруг нее не утихают споры: одни считают, что это величайшее произведение искусства с глубоким смыслом, другие испытывают чувство полного неприятия и непонимания. Психолог, коуч и мастер нейролингвистического программирования Марина Велес объясняет, почему картина вызывает столь противоречивые чувства, что такое психологический эффект «Черного квадрата» и как понять это произведение искусства.
Квадрат противоречий и споров
Современный афористик и философ Юрий Тубольцев сказал, что «Черный квадрат — шедевр разночтений». Существование полярных точек зрения касательно известной картины прежде всего заслуга самого художника. Он специально не выставлял полотно, пока не написал в 1915 году знаменитый манифест «От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм». В нем автор заявлял, что его картина — исключительное произведение.
Подобные полотна были раньше — разные квадраты, прямоугольники, — но из-за того, что Малевич объявил «Черный квадрат» уникальной картиной, родилось много споров. Они притягивали внимание, и чем больше интереса, тем больше споров возникало. А картины — предшественники «Черного квадрата» не вызывали разноречий, потому что авторы ни на что не претендовали. Малевич говорил, что «Квадрат» — «это творчество интуитивного разума», «живой, царственный младенец», «голая, без рамы, икона». При этом себя он называл «председателем мирового пространства». Так же заявлял о своем намерении «зарезать искусство живописное, уложить его в гроб и припечатать «Черным квадратом». Из этого выходит, что провокационным был не столько сам «Черный квадрат», сколько намерения, претензии и объяснения художника.
В своих сильных и смелых фразах автор обесценивал ту публику, которая не поймет глубины произведения, и даже посягал на религию. Такие громкие заявления тоже породили немало дискуссий.