Репортаж с крестом на шее
«Молодой папа»: Абель Феррара и Шайя Лабаф против демонов
Впрокат выходит картина Абеля Феррары об искушении католического святого Падре Пио, которая в России произвольным образом получила название «Молодой папа». Шайя Лабаф вместе со своим героем борется на экране с собственными демонами.
«Молодой папа»? Не дайте себя обмануть: новый фильм Абеля Феррары — американского режиссера, 20 лет назад переехавшего на историческую родину,— не имеет отношения к сериалу Паоло Соррентино, а папа римский не появляется в нем даже в виде портрета. Центральный персонаж действительно нестарый, но с тем же успехом заглавие можно было бы локализовать как, например, «Во все тяжкие» — и было бы даже точнее. На самом деле картина называется «Падре Пио» — в честь монаха и священника из ордена капуцинов, который был одной из самых популярных фигур итальянского и вообще католического духовенства в XX веке. Отец Пио — в фильме его играет Шайя Лабаф — большую часть жизни провел в монастыре в городке Сан-Джованни-Ротондо, и действие фильма происходит в первые годы его пребывания в этом месте, сразу после окончания Первой мировой. Уже при жизни Пио ему приписывали чудесные деяния, и спустя 35 лет после смерти он был канонизирован папой Иоанном Павлом II.
Впрочем, хотя имя святого вынесено в заглавие картины, Пио трудно назвать ее главным героем. Драматургия фильма не отличается связностью, и сцены с участием монаха занимают меньше хронометража, чем сюжет о местных крестьянах — по большей части ветеранах войны, которые, приехав с фронта, вынуждены вернуться к изнурительному труду на полях и в каменоломне. Барыши с их работы получает землевладелец, презирающий и самих работяг, и умников-социалистов, которые ведут среди них агитацию под красными флагами. Симпатия Феррары и соавтора сценария Маурицио Брауччи к левым очевидна, и их политическое высказывание, пусть не вполне конкретное, заострено тем фактом, что действие разворачивается в переломный момент европейской истории.