Что там у Маска: реальные успехи и будущее Neuralink
По итогам нашумевшей презентации чипа Neuralink, установленного в мозг подопытных свиней, разбираемся, что действительно удалось команде Илона Маска, далеко ли нам до полной интеграции с компьютером – и причем тут Гертруда.
28 августа бизнесмен и инноватор Илон Маск провел онлайн-презентацию, рассказав о текущем состоянии дел с разработкой имплантатов Neuralink, которые должны напрямую соединить человеческий мозг с электроникой. Виртуально присутствовавшей публике (мероприятие привлекло более 150 тыс. зрителей) были показаны подопытные свиньи, на которых в штаб-квартине Neuralink в Калифорнии испытывается второе поколение устройств.
Одновременно с животными на экране демонстрировались волны активности их нейронов, которые «в режиме реального времени» регистрировались микрочипами, имплантированными непосредственно в мозг. По словам Маска, работы идут полным ходом, и американское Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) уже присвоило Neuralink статус «прорывного устройства», что должно облегчить и ускорить его дальнейшие испытания.
Интерфейсы-конкуренты
Цель проекта Neuralink – разработка полнофункционального интерфейса мозг – компьютер (Brain – Computer Interface, BCI), который позволит точечно регистрировать и стимулировать активность мозга, обмениваясь данными с внешним миром через беспроводное соединение. На первых порах задачи устройства будут чисто медицинскими: оно поможет парализованным и потерявшим конечности пациентам управлять компьютерами и «умными» протезами. Но и дальнейшие сценарии применения вполне очевидны. Так, отвечая на вопрос, будет ли когда-нибудь такой микрочип использоваться для видеоигр, Маск прямо ответил: «Да».
Над этой задачей Neuralink трудится с 2016-го, хотя эксперименты с имплантируемыми BCI-устройствами проходят еще с «нулевых». Например, чип консорциума BrainGate позволяет людям с неврологическими расстройствами и повреждениями в определенной степени контролировать протезы, пользоваться планшетами и даже набирать текст «силой мысли», на скорости до восьми слов в минуту. Однако все такие работы остаются экспериментальными, и число больных, получивших подобные имплантаты, не превышает нескольких десятков во всем мире.
Как правило, эти устройства выводят наружу провода, через которые получают питание и обмениваются данными, – что крайне неудобно и чревато опасными инфекциями. Полностью автономные чипы существуют, но пока их производительность далека даже от той, что демонстрируют системы, подобные BrainGate. Именно в этом направлении активно продвигается команда Neuralink. Для этого их имплантат оснащается собственным источником питания, микропроцессором, антенной Bluetooth и, конечно, массивом из множества тончайших электродов, через которые он регистрирует активность нервных клеток.