Поступи в институт и найди себя
Это продолжение предыдущего материала, про девушку Нелли и ее друзей. Изначально я его продолжать вовсе не собиралась, и если честно, то искренне удивилась развернувшейся после него дискуссии, к которой я сама читателей даже и не приглашала
Я думала: ну чего там обсуждать-то? — и ожидала в качестве отклика одно-два благодушных письма и пару комментов с пожеланием удачи этим милым молодым людям — пусть у них все сложится, пусть их не постигнет разочарование, хватит сил и упорства, и пусть они в конце концов найдут себе дело по душе. Лапочки такие.
Одно дружелюбно-благодушное, именно такое, как я ожидала, письмо действительно было. Но — всего одно. И еще больше полусотни других и совсем про другое. По каким-то техническим причинам дискуссии к редакционным блогам сейчас не появляются на сайте в категории «самых активных», но поверьте, уважаемые читатели, наша с вами дискуссия в эти дни именно таковой и была.
Я очень за нее признательна всем участникам без исключения — она в очередной раз заставила задуматься меня саму, и наверняка ее с интересом прочитали несколько тысяч людей со всего мира.
Повторюсь: я удивилась. Потом задалась вопросом: что же так задело людей в этом вроде бы спокойном и милом варианте от века повторяющейся истории — родители изо всех сил хотят «пропихнуть детей наверх» (так, как они сами этот «верх» понимают), а красивые и умные молодые люди абсолютно некриминально и социально-адаптивно ищут свой путь в этом сложном и стремительно меняющемся мире.
Для того чтобы понять, нам сейчас надо, наверное, рассмотреть достоинства, сложности и текущие противоречия другого варианта — того, за который ратовали в дискуссии большинство корреспондентов, того, который я сама наблюдаю на приемах и в жизни намного, намного чаще, чем случай Нелли и ее друзей. Давайте смотреть.
Что мы имеем в условиях задачи? Молодого человека (любого пола), который подходит к окончанию школы, не имея четко оформленного представления о том, чем он сам хочет заниматься в жизни после окончания учебы. Вариант, когда имеется твердое знание типа «я хочу стать детским врачом», «я хочу быть художником», «я хочу работать в банковской сфере», «я решил стать автомехаником» и «когда-нибудь я хочу открыть свой ресторан» мы не рассматриваем, так как в этом случае все абсолютно понятно: к окончанию школы семья аккумулирует ресурсы и по возможности помогает подростку получить профильное образование, которое позволит ему осуществить задуманное и достичь желаемой профессиональной цели.
Сколько сейчас вот этих подростков, которые подходят к окончанию школы с твердой и (это важно!) уже своей собственной убежденностью: я хочу быть физиком-теоретиком, я стану фотографом-фрилансером и т. д.? Абсолютной статистикой я, разумеется, не владею, но, по моим наблюдениям, это приблизительно каждый десятый. Их мы не считаем, значит, остаются девять из десяти. Они не знают. Иногда у них в прошлом были какие-то варианты, которые они не сумели отстоять и уже к настоящему моменту отбросили: «Мама сказала, что художником ничего не заработаешь, наверное, так и есть» или «Я сама хотела ветеринаром, но все сказали, что на юридический лучше и престижнее», «Я с детства мечтал про шоу-бизнес, но