Зоопарк «Земля»
Всё человечество, вся наша жизнь с ее устремлениями и тревогами могут оказаться лишь суетой не слишком развитых существ, за которыми с интересом следят инопланетные ученые и любители дикой природы.
С тех пор как в 1950 году Энрико Ферми на ланче с коллегами задался вопросом: «Если инопланетяне существуют, то где же они?» – благодарное человечество нашло несколько возможных решений этого парадокса. Одни считают, что жизнь на нашей планете если не уникальный, то действительно очень редкий случай и у развитых цивилизаций не остается шансов пересечься друг с другом. Другие предполагают, что встреча уже состоялась и некие необычайно разумные существа давно следят за нами, то ли изучая, то ли развлекаясь. Снисходительно и свысока – как мы за своими «меньшими братьями» где-нибудь в зоопарке или в заповеднике на задворках Галактики.
Задолго до Ферми схожим парадоксом задавался и Константин Циолковский. В самом деле, только в Млечном Пути насчитывается порядка 100 млрд звезд. Число галактик в обозримой Вселенной, по недавним оценкам астрономов из Ноттингемского университета, может превышать два триллиона. Количество подходящих для жизни планет в таком мире оказывается невообразимо велико.
Известная формула Дрейка предлагает оценить число внеземных цивилизаций в Галактике, учитывая вероятности рождения подходящей планеты, появления на ней жизни, эволюции разумных существ и т. д. По расчетам, сделанным Клаудио Макконе в 2012 году, только в Млечном Пути разнопланетных цивилизаций может быть более 11 000. Если они распределены по Галактике более или менее равномерно, то от ближайших соседей нас может отделять всего около 2600 световых лет. Но тогда...
Борис Штерн
Ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований РАН и астрокосмического центра ФИАН:
«По большому счету, оценки числа цивилизаций по формуле Дрейка – это не более чем гадание на кофейной гуще. По данным телескопа Kepler, число землеподобных планет, расположенных в зоне обитаемости у солнцеподобных звезд, действительно составляет порядка миллиарда. Но что дальше делать с этим миллиардом? Откуда могут взяться цифры вероятностей зарождения жизни, разумных форм, появления цивилизаций? Думаю, что ниоткуда».