Рыцари без боевых коней

Рыцарские турниры… Мы привыкли представлять их себе как столкновение закованных в латы всадников. Это правда, но не вся. В конце XV столетия, когда рыцарская куртуазность достигла своего пика и еще не уничтоженный порохом, пулями и ядрами полный латный доспех блистал совершенством, благородные сеньоры сражались не только в седле, но и спешившись, на особом ристалище.
Через два месяца нас ждет в Москве фестиваль «Турнир святого Георгия», на котором реконструкторы воссоздадут пеший бой на рыцарском турнире. Это будет не спортивное состязание на старинном оружии, а полная реконструкция поединков той эпохи. Подготовить такое событие было нелегко, потому что от тех времен нам остались лишь разрозненные тексты: пособия, рыцарские романы, которые в те времена были невероятно популярны, – и без анализа, сопоставления, серьезной исследовательской работы было никак не обойтись.
Сражение друзей
Обязательно стоит отметить, что пеший поединок на турнире не был в полном смысле чистым состязанием. Зачастую рыцари выходили биться, чтобы разрешить таким образом некий спор, уладить проблему, касающуюся отношений с дамами. В XV веке благородные господа, прежде чем сойтись в поединке, клялись друг другу в вечной дружбе и возобновляли клятвы, когда турнирный бой был закончен.
Обычно поединок проводился с использованием нескольких видов оружия: копий, топоров, двуручных мечей, булав со щитами. В таких единоборствах не было задачи убить или покалечить соперника: после того как судья (маршал турнира) засчитывал эффектный удар, даже если он и не наносил серьезного вреда сопернику, бой останавливался и сражающиеся переходили к другому виду оружия.
Запрещались «грязные приемы» – пинки ногами, бросание землей, удары в пах, уколы в голову. Все прекрасно понимали, что поединок не война, где допустимо все. На грядущем фестивале пеший рыцарский турнир будет воссоздан со всеми особенностями представлений и нравов тех давних лет. Четыре раунда с разным оружием допускают вероятность ничейного исхода. Если счет 2:2, что делать тогда? Как и в XV веке, победителя назовет особый суд, состоящий из 10–12 благородных дам. Они могут не разбираться в особенностях фехтования, их может привлечь артистичность бойца, эффектность доспеха да и просто красота рыцаря, но их вердикт будет окончательным.





Применение техники полумеча: когда лезвия бесполезны против лат, приходится искать щели и слабости в броне - в дело вступают острие, гарда и навершие. Здесь мы видим позицию Бастардного креста (Posta di crose bastarda), описанную в учебнике Flos Duellatorum. Рукоять меча направлена на противника и используется как для ударов, так и для защиты, причем за счет значительной массы эфеса удары навершием или перекрестьем даже для бойца в доспехах будут достаточно разрушительными и могут оглушить его. В данном случае рыцарь в позиции Бастардного креста отбивает укол в лицо, принимая его на перекрестье и отводя меч за свое правое плечо, поднимая таким образом острие меча. Это позволяет ему, шагнув левой ногой вперед, нанести ответный укол, оставляя меч