В 2015 году мы узнали, что наносить ракетные удары можно из Каспийского моря

Популярная механикаОбщество

Длинные руки «Буяна»

Олег Макаров

В 2015 году мы вдруг узнали, что наносить ракетные удары по целям на Ближнем Востоке можно прямо из Каспийского моря. Впоследствии в ходе сирийского конфликта ВМФ РФ обстреливал ракетами позиции боевиков и с более близкой дистанции – из вод моря Средиземного. Однако те каспийские удары запомнились. Что же Россия хотела той акцией сказать и показать?

Первое предположение заключается в том, что российское военно-политическое руководство демонстрировало возможность наносить мощные ракетные удары не только силами ограниченного контингента, присутствующего непосредственно в регионе, но и с национальной территории. При этом Россия не нарушала договора о РСМД (о современных перипетиях вокруг него «ПМ» рассказывала в статье «Моментальная угроза» в февральском номере), который не запрещает размещение ракет малой и средней дальности (500–5000 км) на средствах морского базирования.

Из Волги в Каспийское море

Второй задачей могло быть анонсирование активно развиваемого класса боевых кораблей, сочетающих в себе сравнительно небольшое водоизмещение с мощным вооружением. Вспомним: 7 октября 2015 года по позициям ИГИЛ (запрещена в России) были выпущены 26 крылатых ракет «Калибр-НК», преодолевших до цели около 1500 км. В стрельбах принимали участие сторожевой ракетный корабль проекта 11661К «Дагестан» и три малых ракетных корабля типа «Буян-М» – «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». «Дагестан» – более крупная боевая единица (водоизмещение 1800 т, осадка 3,6 м) и, кстати, первый российский корабль, оснащенный «Калибрами-НК»: предыдущий корабль проекта – «Татарстан» – такого вооружения не имел. Что же касается «Буяна-М», о котором и пойдет речь, то этот малый ракетный корабль (МРК) проекта 21631 совсем невелик. Он имеет водоизмещение 949 т; его длина 74,1 м, осадка – 2,6 м, и создан корабль для несения службы в условиях морского прибрежного мелководья и акваторий рек. МРК может перебрасываться, например, из Каспийского в Черное море по внутренним водным путям (Волга и Волго-Балтийский канал). В сущности, для «Буяна-М» Волга – дом родной. Проект 21631 был разработан на базе более легкого малого артиллерийского корабля проекта 21630 («Буян») Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Строить «Буян-М» стали здесь же, в Зеленодольске, на местном судостроительном заводе имени А. М. Горького.

Огонь дуэтом

Этот небольшой корабль оснастили впечатляющим набором вооружения. Самое мощное артиллерийское средство – автоматическая пушка А-190. Орудие калибра 100 мм может вести огонь со скоростью 80 выстрелов в минуту, работая как по поверхности, так и по воздушным целям, находящимся на высоте до 15 000 м. Если быть точнее, то на кораблях проекта установлена модификация А-190-1. От стандартной ее отличает орудийная башня, выполненная по технологии «стелс». Головной корабль проекта 21631 «Град Свияжск», собственно, и стал получателем первого серийного образца модифицированной пушки.

Артиллерийским средством, ориентированным в основном на противовоздушную оборону, можно считать спаренную установку АК-630М-2 «Дуэт» калибра 30 мм. В основе ее лежит советская модель АК-630 – скорострельная автоматическая пушка морского базирования. Сконструирована она была по принципу пулемета Гатлинга, что решало проблему охлаждения стволов при быстрой стрельбе. Эксперименты с совмещением двух шестиствольных автоматов АО-18 начались еще в эпоху СССР и привели к созданию установки АК-630М1-2 «Рой». В серию эта модель так и не пошла, но к теме вернулись годы спустя, и «Дуэт», опять же защищенный кожухом из материалов, которые обеспечивают радиолокационную малозаметность, изначально делался для установки на корму МРК проекта 21631. Со скорострельностью 10 000 выстрелов в минуту установка выбрасывает на дальность 4000–5000 м облако огня и осколков, что представляет серьезную угрозу как для пилотируемых летательных аппаратов, так и для противокорабельных крылатых ракет и боевых дронов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нашествие Нашествие

Кролики-убийцы и другие животные-захватчики

Популярная механика
Владимир Сурдин: «Интернет из космоса не боится никакого контроля!» Владимир Сурдин: «Интернет из космоса не боится никакого контроля!»

Наш гость — Владимир Сурдин, астроном, доцент физфака МГУ

Maxim
Брат небесный, брат земной Брат небесный, брат земной

NASA исследует близнецов: астронавта и его брата, оставшегося на Земле

Популярная механика
От дворняги до косатки: самые высокооплачиваемые животные-актеры От дворняги до косатки: самые высокооплачиваемые животные-актеры

Человек может бесконечно считать 3 вещи: звезды, песчинки и чужие деньги

Playboy
Стеклянные микробы Люка Джеррама Стеклянные микробы Люка Джеррама

Героев этих произведений не разглядеть без микроскопа

Популярная механика
Volkswagen Touareg: шипы розы Volkswagen Touareg: шипы розы

Пытаемся разобраться в причинах неудач Touareg... Или все же удач?

АвтоМир
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
Плейлист от пианиста Йеруна ван Вена Плейлист от пианиста Йеруна ван Вена

Йерун ван Вен выбрал 10 минималистических пьес и рассказал о каждой из них

Esquire
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика
Клуб по интересам Клуб по интересам

Квартира на Старом Арбате по проекту Юлии Голавской

AD
Летающий фрегат Летающий фрегат

Российский проект транспортного беспилотника с вертикальными взлетом и посадкой

Популярная механика
Увидеть своими глазами Увидеть своими глазами

Зачем люди со всего мира едут в порты захода кругосветной гонки Volvo Ocean Race

Robb Report
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
АлСиб: легендарная авиатрасса Аляска - Сибирь АлСиб: легендарная авиатрасса Аляска - Сибирь

Легендарная трасса АлСиб в этом году примет летчиков снова

Популярная механика
Игра на выезде Игра на выезде

Как увидеть главные матчи ЧМ и разделить эмоции с друзьями

Популярная механика
Сколько должен длиться секс? Сколько должен длиться секс?

Сколько должен длиться нормальный половой акт, чтобы не было мучительно стыдно

Maxim
Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
Трудный разговор: молчать нельзя нападать Трудный разговор: молчать нельзя нападать

Переговоры бывают трудными не только для первых лиц государств

Psychologies
Рисунки на полях Рисунки на полях

На финале лиги чемпионов УЕФА-2018 засветился робот, рисующий разметку

Популярная механика
Воры времени Воры времени

Эти люди приходят к вам и не уходят

Psychologies
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Письмо главного редактора: «Любовь к ближнему» Письмо главного редактора: «Любовь к ближнему»

Пьеса о людоедах и равнодушных (и не очень) прохожих

Maxim
Картонная инженерия Даниеля Агдага Картонная инженерия Даниеля Агдага

Австралийский художник Даниель Агдаг делает скульптуры из картона

Популярная механика
Связаны корнями Связаны корнями

Хореограф и xудожник возвращают людей к жизни через искусство

Seasons of life
Летающая парта нового поколения Летающая парта нового поколения

Сверхманевренный учебный самолет с крыльями обратной стреловидности

Популярная механика
Самые богатые наследники России — 2018. Рейтинг Forbes Самые богатые наследники России — 2018. Рейтинг Forbes

20 семей, в которых на наследников приходится наибольшие состояния

Forbes
Заблудился в Америке Заблудился в Америке

Дизельпанк: параллельная вселенная словенского художника Андрея Трохи

Популярная механика
Граф Эссекс: из фаворитов в мятежники Граф Эссекс: из фаворитов в мятежники

Судьбу одного из возлюбленных Елизаветы I мог повторить и Фрэнсис Дрейк

Дилетант
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
Новые приоритеты: почему в России закрыли производство Lada Priora Новые приоритеты: почему в России закрыли производство Lada Priora

Бывший флагман «АвтоВАЗа» давно и безнадежно устарел

Forbes
Открыть в приложении