Как стать звездным спикером. Инструкция от куратора TEDx
Навыки выступления перед большой аудиторией полезны не только политикам и университетским преподавателям. Основателям компаний приходится выступать на конференциях уровня TechCrunch Disrupt и демо-днях акселераторов, и везде умение привлечь и удержать внимание публики может помочь не только сорвать аплодисменты, но и найти инвесторов, партнеров или клиентов. Ну и повысить самооценку. Вот 10 советов для тех, кто хочет быть убедительным на любых публичных выступлениях, от человека, который готовит спикеров TEDx.
1Согласуйте тайминг
Уточните заранее, сколько у вас будет времени на то, чтобы донести свою идею до публики. Например, выступления в стиле TED длятся не более 20 минут.
Каждая секунда на вес золота, используйте время максимально эффективно. Ваша цель — поселить свою идею в головах (а в идеале — и в сердцах) слушателей.
2Учитывайте особенности формата
Сейчас всё более востребованным становится комбинированный формат из офлайн-выступления и live-трансляции. Как следствие, расширился и список необходимых компетенций. Теперь требуется не только удерживать внимание очной аудитории (чувствовать ее реакцию и поддерживать диалог), но и устраивать интерактив с онлайн-зрителями. Для этого используют фразы вроде «поставьте плюсики» и «оцените от 1 до 5, написав цифру в чат».
Важно «вести» аудиторию, постоянно просить ее что-то сделать. Дискуссии, дебаты, игры и прочий интерактив — самый эффективный способ удерживать внимание людей по ту сторону экрана.
3Сформулируйте тезисы
Тезисы — это утверждения, истинность которых необходимо доказать. Определитесь с идеями и мыслями, которые хотите донести до аудитории, и проверьте их на предмет логики.
Ценность тезисов — самое важное в выступлении. Будет отлично, если вы начнете свою речь с чего-то яркого и вызывающего. Например, как это сделал Джейми Оливер в своем TED Talk: «К сожалению, за 18 минут, пока я здесь буду выступать, из-за еды умрут четыре американца».
Из тезисов строится структура вашего выступления. Не забываем, что в ней всегда есть вступление, основная часть и завершение.
4Подберите аргументы
Аргументы — это доводы, с помощью которых доказывается тезис. Ваша задача — раскрыть проблематику и проиллюстрировать свою идею. Приводите больше примеров, фактов, статистики, результатов исследований, экспериментов. Ваши слова, нашедшие отклик в сердцах слушателей, надолго останутся с ними и, возможно, изменят их жизнь.
В книге «Два игрока на одном поле мозга» профессор психологии Стивен Косслин рассказал о результатах любопытного исследования. Оказалось, что проблемы, связанные с волнением выступающего (невнятная речь, использование междометий «эээ» и «ммм»), не входят в топ-30 причин, раздражающих аудиторию. Зато в этот топ входят: «речь полна несущественных деталей», «недостаточно доказательств в поддержку главной мысли», «нет главной мысли».