Как полюбить будущее и не сойти с ума
Артемий Лебедев – такой же человек в российском интернете, как Пелевин – в русской литературе.
Сейчас самое непредсказуемое, удивительное, сумасшедшее время в истории человечества. Вряд ли какое-то поколение столкнулось с тем, что надо отречься от своих ценностей, принять абсолютно новое – и уже через год опять предать и принять что-то еще. Это напоминает безумие. Раньше, допустим, в течение одной жизни изобрели паровоз. Ок, за 20 лет ты с ним смирился и умер с этим знанием. Дети уже выросли с паровозом, при них изобрели небольшую добавку – телеграф. Ок, приняли телеграф, научились телеграфировать в Лондон. Потом появились телефон, радио, самолет. Все это тоже было безумно, но в жизни было что-то одно. А сейчас только ты привык и принял новую технологию, как – бац! – она уже устарела, все побежали дальше. Clubhouse я давал месяц – он продержался два. Угадать ничего невозможно, проще монетку подбросить.
Режим отжима
При этом наша студия существует 25 лет, и 25 лет мы занимаемся дизайном при помощи компьютеров. Это пока константа: мы все еще дизайнеры, компьютер все еще рабочий инструмент. Но программное обеспечение раскрутилось, как стиральная машина в режиме отжима. Ты уже не можешь следить за тем, что происходит, потому что мир слишком быстро меняется. Даже если зафиксируешь, проанализируешь и поймешь, то к моменту завершения исследования уже наизобретают кучу нового.
И мы существуем в этом безумном мире. С одной стороны, веселье, виртуальные миры, экосистемы. С другой – надо живым людям платить зарплату. Необходимо получать проекты, делать работу, и она должна быть полезна, потому что мы находимся в реальном секторе экономики.
В деревне дизайн никому не нужен, его там не заказывают. Дизайн – производная от большого количества сложных связей, которые требуются людям: при помощи дизайна возникают сложные коммуникации в больших структурах. Поэтому мы еще какое-то время будем востребованы, пока нас не заменят нейросети.
Рутинная работа
Я к этому совершенно спокойно отношусь, потому что не надо будет делать рутинную работу. Хороший пример: у меня есть 10 Тб фотографий, которые я наснимал по всему миру. Сейчас делать такие кадры незачем, потому что Google Street View снимает каждый день, каждый год, и все, что я когда-то сумел своим наблюдательным глазом найти, теперь легко увидеть, просто ткнув в любую точку на карте. Мало того, можно посмотреть, как это место менялось со временем. Лично я с фотоаппаратом в этой точке не нужен.
Но вернемся к моим фото из путешествий. Вначале я думал, что когда-нибудь напишу к ним ключевые слова для поиска – и поначалу действительно это делал. Правда, тогда я снимал на пленку и каждый раз размышлял, сделать фото или нет. С переходом на цифру я стал снимать все, тысячами кадров. Вначале еще удалял плохие, а потом решил: какая разница, пусть лежит. И перестал даже сортировать.
Позже мне пришла идея нанять студентов на летнюю практику, чтобы они написали ключевые слова к моим фотографиям. Но лет десять не мог собраться – и слава богу, потому что теперь технология это делает сама. Заливаешь фотографии на любой фотосервис: Apple, «Яндекс», Google, Adobe – искусственный интеллект сам просматривает все снимки, определяет, что на них есть, и задает ключевые слова. Ты пишешь слово «светофор», и ИИ показывает все твои фотографии со светофором. Этот сервис работает уже лет пять и не нуждается ни в каком твоем участии. Ничего делать не нужно, только снимай.