Долгий путь российского «солнцемобиля» еще продолжается

Популярная механикаАвто

Формула солнца

Долгий путь российского «солнцемобиля» – от разработки в Петербурге до гонок по австралийской пустыне – еще продолжается.

Текст: Роман Фишман

В фантастическом мире боевика «Безумный Макс» банды байкеров ведут жестокие войны за каждую каплю заканчивающихся запасов топлива. Жуткие гонки разворачиваются в вымышленной Австралии будущего, под палящим солнцем, которое вполне могло бы снизить накал этих схваток: его излучения достаточно для того, чтобы автомобили уже завтра расходовали намного меньше энергии. Недаром именно в Австралии проходят крупнейшие в мире соревнования «солнцемобилей»: они пересекут континент от берега до берега. Готовится к такому испытанию и команда петербургского Политехнического института Петра Великого. Первый большой шаг к этому – из России и сразу до Америки – участники Polytech Solar Team сделали летом 2018 года.

Австралийская пустыня

Ханс Толструп – один из самых известных искателей приключений во всей Австралии. Ему довелось в одиночку обогнуть все ее побережье на лодке, а в 1982 году он пересек континент с запада на восток на экспериментальном электромобиле с подзарядкой от солнечных батарей. К тому времени Толструпу было уже почти 40, но с тех пор «солнцемобили» стали главным делом его жизни, затмив даже знаменитое морское путешествие. Пять лет спустя после поездки на болиде Quiet Achiever изобретатель получил поддержку властей и организовал первые международные соревнования World Solar Challenge. Победитель 1987 года, американский GM Sunraycer успешно преодолел по пустыне около 3000 км – от Дарвина на крайнем севере до Аделаиды на юге Австралии – со средней скоростью 67 км/ч.

Сегодня гонки WSC стали событием международного значения и проводятся чаще, каждые два года. В них появились дополнительные категории, а скорости заметно выросли. Выделились и фавориты – команды из Нидерландов и Японии, которые сменяют друг друга на первом месте начиная еще с 2001 года. «Солнцемобиль» Nuna разработчиков Делфтского технического университета удерживает рекорд скорости, в 2009 году пройдя дистанцию быстрее средних 100 км/ч. Он становился победителем целых семь раз, включая заезды 2017 года, которые собрали больше 40 участников из десятков стран мира. Сегодняшние лидеры развивают по трассе уже больше 80 км/ч – но, впрочем, простая погоня за скоростью еще не обещает выигрыша.

Строгий технический регламент и требование использовать доступные в открытой продаже комплектующие – двигатели, солнечные панели, аккумуляторы – ограничивают полет инженерной фантазии. Ключом к успеху в многодневном заезде «солнцемобилей» становится точный баланс между выработкой и потреблением электричества. Для победы важна скорость, но чем быстрее движется болид, тем стремительнее заканчивается заряд аккумулятора, пополнение которого сильно зависит от погоды. Поэтому инженеры следуют за гонщиками в автомобилях сопровождения, следя за ключевыми показателями работы своего аппарата и за солнцем, вычисляя оптимальный режим езды и постоянно обновляя рекомендации.

Техническую инспекцию мы прошли блестяще, в числе лучших! Это был самый ответственный, самый важный для нас этап, и наши результаты по итогам скрутиниринга – большое достижение!

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Наука о прикосновениях Наука о прикосновениях

Белорусский стартап реализовал технологию передачи тактильных ощущений для VR

Популярная механика
Век живи: долгожительство станет нормой Век живи: долгожительство станет нормой

Долголетие: фантазии или ближайшее будущее?

Монокль
Метательные планеры Метательные планеры

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механика
Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих Клопы использовали химическую сигнализацию пчел для охоты на них самих

Клопы-хищнецы научились обманывать жертв, заманивая их в ловушку

N+1
Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механика
Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове Режиссер Леонид Хейфец. Откровенно о Дорониной, Миронове и Борисове

Когда Ефремов пригласил меня, МХАТ как раз «пилился»

Коллекция. Караван историй
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся 10 ошибок в аэропорту, которые дорого вам обойдутся

Рассказываем о мелочах, которые могут существенно подорвать бюджет поездки

Maxim
Ради тишины и чистоты Ради тишины и чистоты

Корабли на электричестве покоряют фьорды Норвегии

Популярная механика
Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена Спокоен как самурай: как японская философия помогает выжить в трудные времена

Что помогает японцам принимать неопределенность?

Forbes
Летающая парта нового поколения Летающая парта нового поколения

Сверхманевренный учебный самолет с крыльями обратной стреловидности

Популярная механика
Может ли у живого существа быть 8 мозгов: кажется, у осьминогов может Может ли у живого существа быть 8 мозгов: кажется, у осьминогов может

Как работают руки-щупальцы осьминога?

ТехИнсайдер
Броня легка Броня легка

Алюминиевые сплавы давно и прочно обосновались на бронемашинах

Популярная механика
«Сделать женщин счастливее» «Сделать женщин счастливее»

Любая история успеха — это большой путь. Вот каким видит свой Ирина Хайдарова

OK!
Заблудился в Америке Заблудился в Америке

Дизельпанк: параллельная вселенная словенского художника Андрея Трохи

Популярная механика
Персона Персона

Юрий Кузнецов — о любви к уральским изумрудам и стилю ар-деко

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Новая бронетанковая доктрина Новая бронетанковая доктрина

О зарождении новой бронетанковой доктрины

Популярная механика
Как выбрать кроссовки для спорта Как выбрать кроссовки для спорта

8 советов, которые помогут подобрать правильную обувь для тренировок

Лиза
Стеклянные микробы Люка Джеррама Стеклянные микробы Люка Джеррама

Героев этих произведений не разглядеть без микроскопа

Популярная механика
Кино по правилам и без Кино по правилам и без

Фильмы, создатели которых не побоялись нарушить заданные стандарты

Правила жизни
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика
Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо» Ирина Старшенбаум: «Не хочется в очередной раз говорить о том, как все плохо»

Ирина Старшенбаум — о трудностях перевоплощения в инфантильного персонажа

Ведомости
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
Прививка или смерть Прививка или смерть

Создание эффективной вакцины против ВИЧ заняло почти 40 лет

Популярная механика
Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес Продать продукт, даже если его еще нет: 5 шагов, чтобы на старте понять, «выстрелит» ‎ли бизнес

Как проверить бизнес-идею до вложений и не влезть в долги

Inc.
Картонная инженерия Даниеля Агдага Картонная инженерия Даниеля Агдага

Австралийский художник Даниель Агдаг делает скульптуры из картона

Популярная механика
«В балете у меня часто бывают мучения» «В балете у меня часто бывают мучения»

Композитор Илья Демуцкий о музыке со словами и без и о работе по таблицам

Weekend
Открыть в приложении