Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механикаИстория

Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Корсары – дети времен парусного флота. Морские разбойники на государственной службе ассоциируются скорее с эпохой открытий, чем с временами промышленных держав. Однако в Первую мировую борьба на морских путях возродилась на новом техническом уровне. Одной из самых замысловатых историй стала эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг».

Текст: Евгений Норин

Крейсер «Кенигсберг» был довольно новым легким кораблем, заложенным в декабре 1905 года, в состав флота он вошел весной 1907-го. В Европе его использовали для разнообразных представительских функций: он участвовал в смотрах, праздниках, эскортировал яхту кайзера. Однако в европейских водах корабль прослужил недолго: ему предстояло дежурить в колониях. Весной 1914 года «Кенигсберг» вышел в Восточную Африку, чтобы никогда оттуда не вернуться. Командовал им фрегаттен-капитан (капитан 2-го ранга) Макс Лооф. Этот эльзасец служил уже довольно долго, но получить опыт по-настоящему экстремальной работы ему было негде. Службу в Африке он поначалу воспринимал как отдых и даже обзавелся мощным охотничьим ружьем.

Африка в начале ХХ века была поделена между европейскими державами. Германии достался крупный район на территории нынешней Танзании со столицей в Дар-эс-Саламе. Немцев здесь было немного, но колонии имели всю необходимую инфраструктуру, к тому же соображения престижа требовали от Германии защищать свои владения. Правда, британцы могли выставить целую флотилию крейсеров Южноафриканской эскадры, намного более мощных, чем «Кенигсберг». Поэтому решение было очевидным: как только в Европе пахнуло порохом, Лоофу предписали выйти в море, прежде чем к Дар-эс-Саламу явятся британцы и запрут крейсер в гавани. Капитан загрузил корабль припасами под завязку, присоединил торговое судно «Сомали» в качестве угольщика, вышел в море… и буквально в нескольких милях от берега был перехвачен тремя британскими крейсерами. Война еще не была объявлена, никто не открывал огня, но англичане со своими 15-см орудиями маячили в летних сумерках как призраки смерти.

Первая добыча

«Кенигсберг» спасла случайность. Погода резко испортилась, и стена сплошного дождя скрыла крейсер. Лооф понял, что это его единственный шанс, и на полном ходу вырвался из ловушки прежде, чем британцы смогли его догнать.

Провал первой попытки поймать «Кенигсберг» очень обеспокоил англичан. Судоходство в Индийском океане было весьма интенсивным. Тихоходные войсковые транспорты и лишенные вооружения «купцы» серьезно рисковали, а ловить один легкий крейсер на просторах океана можно было долго. 5 августа «Кенигсберг» принял радиограмму из Дар-эс-Салама о начале войны. Уже на следующий день он встретил добычу: пароход «Сити оф Винчестер», 6600 т, следует из Индии, на борту – груз чая на немыслимую сумму в 5 млн марок. Опасения британцев начали сбываться.

Пока «Кенигсберг» входил во вкус корсарской жизни, англичане решили, что лучше осушить болото, чем вылавливать крокодилов, и явились в порт Дар-эс-Салам. Крейсер «Астрея» разгромил базу, расстрелял радиостанцию, затопил в гавани два парохода. Использовать этот порт как укрытие Лооф не мог, а главное, стало негде пополнить запасы угля. На захваченном «Винчестере» уголь был плохого качества, а запасов на «Сомали» для длительного корсарства не хватало. «Кенигсберг» обшаривал побережье, но так и не обнаружил ни одного «приза», который можно было бы обобрать. И тогда Лоофу пришла в голову блестящая идея.

Укрытие

Исследовать берега Восточной Африки начали недавно, но перед самой войной немецкие гидрографы изучили обширный участок береговой линии, и в частности устье реки Руфиджи, впадающей в Индийский океан южнее Дар-эс-Салама. Доставленные на «Кенигсберг» незадолго до выхода в море карты оказались чрезвычайно полезны. Дюжина рукавов образует дельту в 65 км шириной, глубина двух из них достаточна, чтобы крейсер мог забраться довольно далеко, а берега густо поросли джунглями. К тому же немцы знали дельту на порядок лучше англичан, так что если от германских штурманов требовалось немалое искусство, чтобы спрятаться в протоках Руфиджи, то противник при всем старании не мог за ними последовать: пробираясь через рукава ощупью, англичане только посадили бы корабли на мели и рифы. Да и найти «Кенигсберг» в дельте было задачей нетривиальной: среди подступающих вплотную к воде мангровых зарослей было трудно отыскать даже такой крупный корабль.

3 сентября «Кенигсберг» и «Сомали» с величайшей аккуратностью самым малым ходом вошли в устье Руфиджи, чем немало изумили персонал маленького таможенного поста и жителей деревушки. Лооф бросил якорь, сошел на берег и начал отдавать распоряжения. «Кенигсберг» требовалось отремонтировать после похода, а главное, нужно было взять где-нибудь уголь. Топливо вскоре нашлось – его «Кенигсбергу» смогли доставить маленьким каботажником. Ближайшие дни экипаж трудился над своим кораблем. Работы шли на чудовищной жаре. Внутренние помещения крейсера были настоящей душегубкой, вдобавок краска плавилась из-за высокой температуры и капала за шиворот; снаружи донимали москиты, в реке водились мелкие, но агрессивные хищные рыбы и крокодилы. Отдельную трудность составлял сложный режим приливов и отливов: во время прилива «Кенигсберг» мог относительно свободно маневрировать в дельте, но при отливе у корабля обнажались винты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
Как помыть машину Как помыть машину

Заставь свой старый «Ауди» 1993 года выпуска засверкать, как «Ауди» 1995 года!

Maxim
Инфекция жизни Инфекция жизни

Направленная панспермия в вопросах и ответах

Популярная механика
Непопулярные гены: почему ученые не хотят о них ничего знать Непопулярные гены: почему ученые не хотят о них ничего знать

О расшифровке генома человека объявлено пятнадцать лет назад

Forbes
Не просто фантастика Не просто фантастика

Городской тест-драйв беспилотного автомобиля

Популярная механика
Режис Тригель Режис Тригель

Как перестать соблюдать режим фуа-гра и круассанов

Esquire
Конец всему Конец всему

Несколько вариантов сценария будущего для Вселенной

Популярная механика
Невероятные приключения итальянца в Италии Невероятные приключения итальянца в Италии

Сильвио Берлускони. Жизнь, которой бы не постыдились Чарли Шин с Оззи Осборном

Maxim
Нервные клетки не восстанавливаются? Нервные клетки не восстанавливаются?

Может ли мозг взрослого человека образовывать новые нейроны взамен утраченных

Популярная механика
Славянская душа Славянская душа

Первым делом актер Милош Бикович познакомил новую возлюбленную с Россией

StarHit
Выход дракона Выход дракона

Впервые в истории лидером по количеству космических запусков станет Китай

Популярная механика
Октябрь восемнадцатого Октябрь восемнадцатого

Русский авангард: сто и один год после революции

Forbes
Метательные планеры Метательные планеры

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механика
Туман-убийца: как лондонский смог погубил 12 тысяч человек Туман-убийца: как лондонский смог погубил 12 тысяч человек

4 декабря 1952 года. Лондон. Безветрие. Город медленно погружается во тьму

Cosmopolitan
Сон разумов Сон разумов

Гибернация – одна из ключевых технологий для пилотируемых экспедиций в космос

Популярная механика
Программа минимум! 8 инструментов, которые нужны каждому мужчине в доме Программа минимум! 8 инструментов, которые нужны каждому мужчине в доме

8 инструментов, которые нужны каждому мужчине в доме

Playboy
Как победить хищника? Как победить хищника?

Навыки выживания, необходимые для победы над расой идеальных охотников

Популярная механика
Почему Ричарда Куинна называют британским дизайнером-вундеркиндом Почему Ричарда Куинна называют британским дизайнером-вундеркиндом

Что ждать от показа Ричарда Куинна

Vogue
Наука о прикосновениях Наука о прикосновениях

Белорусский стартап реализовал технологию передачи тактильных ощущений для VR

Популярная механика
Лайкнул – в тюрьму Лайкнул – в тюрьму

Лайкнул – в тюрьму. Зачем нужно штамповать дутые дела за «экстремизм» в соцсетях

Русский репортер
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
Мир стереотипов. Что мешает женскому предпринимательству Мир стереотипов. Что мешает женскому предпринимательству

Банки не желают инвестировать в женские стартапы

Forbes
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
О будущем Volvo: полная электрификация и автономное вождение О будущем Volvo: полная электрификация и автономное вождение

Старший вице-президент Volvo Car Group о будущем электрических автомобилей

Forbes
Самая древняя Русь Самая древняя Русь

Животный мир давно минувших эпох

Популярная механика
Первый кризис. Отрывок из книги Олега Тинькова «Революция» Первый кризис. Отрывок из книги Олега Тинькова «Революция»

Как разгорелся банковский кризис 2014 года и какие клиенты не возвращают кредиты

Forbes
Надежный рекордсмен Надежный рекордсмен

Сельскохозяйственные тракторы и рекорды «Ростсельмаша»

Популярная механика
Молниеносная атака: как приходит аппетит Молниеносная атака: как приходит аппетит

Сигнал из кишечника достигает мозга всего за 100 миллисекунд

Forbes
Рисующие роботы Пиндара ван Армана Рисующие роботы Пиндара ван Армана

Может ли робот стать художником

Популярная механика
В постели с врагом. Зачем компаниям делиться технологиями и кадрами В постели с врагом. Зачем компаниям делиться технологиями и кадрами

Обмен опытом между компаниями приобретает все большую актуальность

Forbes
Открыть в приложении