Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механикаИстория

Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Корсары – дети времен парусного флота. Морские разбойники на государственной службе ассоциируются скорее с эпохой открытий, чем с временами промышленных держав. Однако в Первую мировую борьба на морских путях возродилась на новом техническом уровне. Одной из самых замысловатых историй стала эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг».

Текст: Евгений Норин

Крейсер «Кенигсберг» был довольно новым легким кораблем, заложенным в декабре 1905 года, в состав флота он вошел весной 1907-го. В Европе его использовали для разнообразных представительских функций: он участвовал в смотрах, праздниках, эскортировал яхту кайзера. Однако в европейских водах корабль прослужил недолго: ему предстояло дежурить в колониях. Весной 1914 года «Кенигсберг» вышел в Восточную Африку, чтобы никогда оттуда не вернуться. Командовал им фрегаттен-капитан (капитан 2-го ранга) Макс Лооф. Этот эльзасец служил уже довольно долго, но получить опыт по-настоящему экстремальной работы ему было негде. Службу в Африке он поначалу воспринимал как отдых и даже обзавелся мощным охотничьим ружьем.

Африка в начале ХХ века была поделена между европейскими державами. Германии достался крупный район на территории нынешней Танзании со столицей в Дар-эс-Саламе. Немцев здесь было немного, но колонии имели всю необходимую инфраструктуру, к тому же соображения престижа требовали от Германии защищать свои владения. Правда, британцы могли выставить целую флотилию крейсеров Южноафриканской эскадры, намного более мощных, чем «Кенигсберг». Поэтому решение было очевидным: как только в Европе пахнуло порохом, Лоофу предписали выйти в море, прежде чем к Дар-эс-Саламу явятся британцы и запрут крейсер в гавани. Капитан загрузил корабль припасами под завязку, присоединил торговое судно «Сомали» в качестве угольщика, вышел в море… и буквально в нескольких милях от берега был перехвачен тремя британскими крейсерами. Война еще не была объявлена, никто не открывал огня, но англичане со своими 15-см орудиями маячили в летних сумерках как призраки смерти.

Первая добыча

«Кенигсберг» спасла случайность. Погода резко испортилась, и стена сплошного дождя скрыла крейсер. Лооф понял, что это его единственный шанс, и на полном ходу вырвался из ловушки прежде, чем британцы смогли его догнать.

Провал первой попытки поймать «Кенигсберг» очень обеспокоил англичан. Судоходство в Индийском океане было весьма интенсивным. Тихоходные войсковые транспорты и лишенные вооружения «купцы» серьезно рисковали, а ловить один легкий крейсер на просторах океана можно было долго. 5 августа «Кенигсберг» принял радиограмму из Дар-эс-Салама о начале войны. Уже на следующий день он встретил добычу: пароход «Сити оф Винчестер», 6600 т, следует из Индии, на борту – груз чая на немыслимую сумму в 5 млн марок. Опасения британцев начали сбываться.

Пока «Кенигсберг» входил во вкус корсарской жизни, англичане решили, что лучше осушить болото, чем вылавливать крокодилов, и явились в порт Дар-эс-Салам. Крейсер «Астрея» разгромил базу, расстрелял радиостанцию, затопил в гавани два парохода. Использовать этот порт как укрытие Лооф не мог, а главное, стало негде пополнить запасы угля. На захваченном «Винчестере» уголь был плохого качества, а запасов на «Сомали» для длительного корсарства не хватало. «Кенигсберг» обшаривал побережье, но так и не обнаружил ни одного «приза», который можно было бы обобрать. И тогда Лоофу пришла в голову блестящая идея.

Укрытие

Исследовать берега Восточной Африки начали недавно, но перед самой войной немецкие гидрографы изучили обширный участок береговой линии, и в частности устье реки Руфиджи, впадающей в Индийский океан южнее Дар-эс-Салама. Доставленные на «Кенигсберг» незадолго до выхода в море карты оказались чрезвычайно полезны. Дюжина рукавов образует дельту в 65 км шириной, глубина двух из них достаточна, чтобы крейсер мог забраться довольно далеко, а берега густо поросли джунглями. К тому же немцы знали дельту на порядок лучше англичан, так что если от германских штурманов требовалось немалое искусство, чтобы спрятаться в протоках Руфиджи, то противник при всем старании не мог за ними последовать: пробираясь через рукава ощупью, англичане только посадили бы корабли на мели и рифы. Да и найти «Кенигсберг» в дельте было задачей нетривиальной: среди подступающих вплотную к воде мангровых зарослей было трудно отыскать даже такой крупный корабль.

3 сентября «Кенигсберг» и «Сомали» с величайшей аккуратностью самым малым ходом вошли в устье Руфиджи, чем немало изумили персонал маленького таможенного поста и жителей деревушки. Лооф бросил якорь, сошел на берег и начал отдавать распоряжения. «Кенигсберг» требовалось отремонтировать после похода, а главное, нужно было взять где-нибудь уголь. Топливо вскоре нашлось – его «Кенигсбергу» смогли доставить маленьким каботажником. Ближайшие дни экипаж трудился над своим кораблем. Работы шли на чудовищной жаре. Внутренние помещения крейсера были настоящей душегубкой, вдобавок краска плавилась из-за высокой температуры и капала за шиворот; снаружи донимали москиты, в реке водились мелкие, но агрессивные хищные рыбы и крокодилы. Отдельную трудность составлял сложный режим приливов и отливов: во время прилива «Кенигсберг» мог относительно свободно маневрировать в дельте, но при отливе у корабля обнажались винты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Дом во льдах Дом во льдах

История дрейфующих станций «Северный полюс» – это летопись подвига во имя науки

Популярная механика
Как Джонатан Андерсон совершенствует Loewe Как Джонатан Андерсон совершенствует Loewe

Джонатан Андерсон о коллекциях и о том, почему важно не быть контрол-фриком

Vogue
Длинные руки «Буяна» Длинные руки «Буяна»

В 2015 году мы узнали, что наносить ракетные удары можно из Каспийского моря

Популярная механика
Сбой системы. Выборы ставят власть под угрозу Сбой системы. Выборы ставят власть под угрозу

Во время выборов система может начать давать сбои

Forbes
У Солнца под боком У Солнца под боком

О том, какие загадки должен решить меркурианский зонд

Популярная механика
Самые интересные презентации и новинки VFNO-2018, о которых ты должна знать Самые интересные презентации и новинки VFNO-2018, о которых ты должна знать

Как прошла ночь Vogue Fashion’s Night Out 2018

Cosmopolitan
Очень сложная игра Очень сложная игра

Первая полезная компьютерная игра

Популярная механика
Звездная пыль. Почему выдающимся людям не страшны поражения Звездная пыль. Почему выдающимся людям не страшны поражения

Представителям спортивной или бизнес-среды смириться с неудачей куда сложнее

Forbes
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
Новые люди: почему российские миллиардеры разлюбили гламур Новые люди: почему российские миллиардеры разлюбили гламур

Теперь богатые русские хотят казаться интеллигентными и утонченными

Forbes
Как спрятать голову в железо Как спрятать голову в железо

История доспехов в европейском Средневековье и технология воссоздания в наши дни

Популярная механика
Самый крепкий сустав Самый крепкий сустав

Методы йоги Айенгара против артроза и других проблем с тазобедренными суставами

Yoga Journal
Чистый тяжелый металл Чистый тяжелый металл

Как производят слитки драгоценных металлов

Популярная механика
Стартапы, «Сколково» и список Forbes — читаем новый роман Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи» Стартапы, «Сколково» и список Forbes — читаем новый роман Пелевина «Тайные виды на гору Фудзи»

Начало новой книги самого загадочного современного автора Виктора Пелевина

Forbes
Надежный рекордсмен Надежный рекордсмен

Сельскохозяйственные тракторы и рекорды «Ростсельмаша»

Популярная механика
Высота в деталях Высота в деталях

Музыканты Продюсерского центра Леонида Агутина: Willie Key, Слава Foxx и Ronny

Maxim
Шепот, который убивает Шепот, который убивает

Ни одна винтовка не способна проделывать такие трюки и оставлять такие отверстия

Популярная механика
Как сохранить самооценку после ссоры Как сохранить самооценку после ссоры

Поругавшись с близким человеком, мы испытываем много различных эмоций

Psychologies
Целого мира мало Целого мира мало

Человечеству грозит дефицит самых простых минеральных ресурсов

Популярная механика
Инцидент в Оцу Инцидент в Оцу

Как император Николай II был ранен во время визита в Японию

Дилетант
Самая древняя Русь Самая древняя Русь

Животный мир давно минувших эпох

Популярная механика
Что с нас взять Что с нас взять

Новейшие анализы помогут разобраться, как сделать жизнь длиннее и веселее

Tatler
Конец всему Конец всему

Несколько вариантов сценария будущего для Вселенной

Популярная механика
Медицина будущего: искусственные органы, «умные» протезы, неинвазивные гаджеты Медицина будущего: искусственные органы, «умные» протезы, неинвазивные гаджеты

В Санкт-Петербурге пройдет третья конференция «Будущее медицины»

Популярная механика
Выдуманная природа Рогана Брауна Выдуманная природа Рогана Брауна

Роган Браун создает из бумаги огромные колонии вымышленных микробов

Популярная механика
Капитальное вложение. Что влияет на стоимость нефтегазовых компаний Капитальное вложение. Что влияет на стоимость нефтегазовых компаний

Правила игры в российском нефтегазовом секторе определяет государство

Forbes
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
8 фильмов и сериалов для просмотра под теплым пледом 8 фильмов и сериалов для просмотра под теплым пледом

Отличное средство против осенней хандры — погрузиться в просмотр фильмов

Psychologies
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
10 форм жизни, которые переживут ядерную войну 10 форм жизни, которые переживут ядерную войну

Кто из живых существ будет донашивать твои тапочки и пить из твоей кружки?

Maxim
Открыть в приложении