Эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг» времен Первой мировой

Популярная механикаИстория

Крейсер «Кенигсберг» в африканских водах: Паровой партизан

Корсары – дети времен парусного флота. Морские разбойники на государственной службе ассоциируются скорее с эпохой открытий, чем с временами промышленных держав. Однако в Первую мировую борьба на морских путях возродилась на новом техническом уровне. Одной из самых замысловатых историй стала эпопея немецкого рейдера «Кенигсберг».

Текст: Евгений Норин

Крейсер «Кенигсберг» был довольно новым легким кораблем, заложенным в декабре 1905 года, в состав флота он вошел весной 1907-го. В Европе его использовали для разнообразных представительских функций: он участвовал в смотрах, праздниках, эскортировал яхту кайзера. Однако в европейских водах корабль прослужил недолго: ему предстояло дежурить в колониях. Весной 1914 года «Кенигсберг» вышел в Восточную Африку, чтобы никогда оттуда не вернуться. Командовал им фрегаттен-капитан (капитан 2-го ранга) Макс Лооф. Этот эльзасец служил уже довольно долго, но получить опыт по-настоящему экстремальной работы ему было негде. Службу в Африке он поначалу воспринимал как отдых и даже обзавелся мощным охотничьим ружьем.

Африка в начале ХХ века была поделена между европейскими державами. Германии достался крупный район на территории нынешней Танзании со столицей в Дар-эс-Саламе. Немцев здесь было немного, но колонии имели всю необходимую инфраструктуру, к тому же соображения престижа требовали от Германии защищать свои владения. Правда, британцы могли выставить целую флотилию крейсеров Южноафриканской эскадры, намного более мощных, чем «Кенигсберг». Поэтому решение было очевидным: как только в Европе пахнуло порохом, Лоофу предписали выйти в море, прежде чем к Дар-эс-Саламу явятся британцы и запрут крейсер в гавани. Капитан загрузил корабль припасами под завязку, присоединил торговое судно «Сомали» в качестве угольщика, вышел в море… и буквально в нескольких милях от берега был перехвачен тремя британскими крейсерами. Война еще не была объявлена, никто не открывал огня, но англичане со своими 15-см орудиями маячили в летних сумерках как призраки смерти.

Первая добыча

«Кенигсберг» спасла случайность. Погода резко испортилась, и стена сплошного дождя скрыла крейсер. Лооф понял, что это его единственный шанс, и на полном ходу вырвался из ловушки прежде, чем британцы смогли его догнать.

Провал первой попытки поймать «Кенигсберг» очень обеспокоил англичан. Судоходство в Индийском океане было весьма интенсивным. Тихоходные войсковые транспорты и лишенные вооружения «купцы» серьезно рисковали, а ловить один легкий крейсер на просторах океана можно было долго. 5 августа «Кенигсберг» принял радиограмму из Дар-эс-Салама о начале войны. Уже на следующий день он встретил добычу: пароход «Сити оф Винчестер», 6600 т, следует из Индии, на борту – груз чая на немыслимую сумму в 5 млн марок. Опасения британцев начали сбываться.

Пока «Кенигсберг» входил во вкус корсарской жизни, англичане решили, что лучше осушить болото, чем вылавливать крокодилов, и явились в порт Дар-эс-Салам. Крейсер «Астрея» разгромил базу, расстрелял радиостанцию, затопил в гавани два парохода. Использовать этот порт как укрытие Лооф не мог, а главное, стало негде пополнить запасы угля. На захваченном «Винчестере» уголь был плохого качества, а запасов на «Сомали» для длительного корсарства не хватало. «Кенигсберг» обшаривал побережье, но так и не обнаружил ни одного «приза», который можно было бы обобрать. И тогда Лоофу пришла в голову блестящая идея.

Укрытие

Исследовать берега Восточной Африки начали недавно, но перед самой войной немецкие гидрографы изучили обширный участок береговой линии, и в частности устье реки Руфиджи, впадающей в Индийский океан южнее Дар-эс-Салама. Доставленные на «Кенигсберг» незадолго до выхода в море карты оказались чрезвычайно полезны. Дюжина рукавов образует дельту в 65 км шириной, глубина двух из них достаточна, чтобы крейсер мог забраться довольно далеко, а берега густо поросли джунглями. К тому же немцы знали дельту на порядок лучше англичан, так что если от германских штурманов требовалось немалое искусство, чтобы спрятаться в протоках Руфиджи, то противник при всем старании не мог за ними последовать: пробираясь через рукава ощупью, англичане только посадили бы корабли на мели и рифы. Да и найти «Кенигсберг» в дельте было задачей нетривиальной: среди подступающих вплотную к воде мангровых зарослей было трудно отыскать даже такой крупный корабль.

3 сентября «Кенигсберг» и «Сомали» с величайшей аккуратностью самым малым ходом вошли в устье Руфиджи, чем немало изумили персонал маленького таможенного поста и жителей деревушки. Лооф бросил якорь, сошел на берег и начал отдавать распоряжения. «Кенигсберг» требовалось отремонтировать после похода, а главное, нужно было взять где-нибудь уголь. Топливо вскоре нашлось – его «Кенигсбергу» смогли доставить маленьким каботажником. Ближайшие дни экипаж трудился над своим кораблем. Работы шли на чудовищной жаре. Внутренние помещения крейсера были настоящей душегубкой, вдобавок краска плавилась из-за высокой температуры и капала за шиворот; снаружи донимали москиты, в реке водились мелкие, но агрессивные хищные рыбы и крокодилы. Отдельную трудность составлял сложный режим приливов и отливов: во время прилива «Кенигсберг» мог относительно свободно маневрировать в дельте, но при отливе у корабля обнажались винты.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Танки против крепостей Танки против крепостей

Миф об уничтоженных танковых армиях на улицах Берлина

Популярная механика
Тест BMW M5, машины по превращению резины в дым Тест BMW M5, машины по превращению резины в дым

Тест BMW M5, машины по превращению резины в дым

Maxim
Портрет генами Портрет генами

ДНК-фенотипирование позволит восстановить облик преступника по его генам

Популярная механика
Большая энциклопедия джентльмена Большая энциклопедия джентльмена

Как вести себя в театре, музее и на красной дорожке

GQ
Пока не было света Пока не было света

Предыстория солнца и солнечной системы

Популярная механика
Три уровня принятия себя Три уровня принятия себя

«Самопринятие — это отказ от вражды с самим собой», — считает Натаниэль Бранден

Psychologies
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
По морям, по волнам По морям, по волнам

Интервью с актрисой Анной Песковой о ее путешествии по Балеарским островам

OK!
Небо для катамаранов Небо для катамаранов

Современные самолеты построены по так называемой нормальной схеме

Популярная механика
Не спешите расставаться с мужем Не спешите расставаться с мужем

Разочарованной женщине единственным выходом часто кажется разрыв с партнером

Psychologies
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
Веселые старты. Как начать свой бизнес в декрете Веселые старты. Как начать свой бизнес в декрете

Декрет — идеальное время для начала «новой жизни» и запуска собственного дела

Forbes
КВ-1 к маршу готов КВ-1 к маршу готов

Танки, участвовавшие в битве на Неве

Популярная механика
Сезон мотивации. Почему мы ходим на тренинги, но это не помогает Сезон мотивации. Почему мы ходим на тренинги, но это не помогает

Люди готовы отдать половину зарплаты, чтобы услышать мотивационные речи коучей

Forbes
Операция «Ы» Операция «Ы»

Киргизия стала целью второй экспедиции Land Rover

Популярная механика
Зоопанк Зоопанк

Не бывает омерзительных животных – бывает лишь слабый желудок и рвотная реакция

Maxim
Как победить хищника? Как победить хищника?

Навыки выживания, необходимые для победы над расой идеальных охотников

Популярная механика
Как принять свой возраст (в любом возрасте) Как принять свой возраст (в любом возрасте)

Нас редко устраивает тот возраст, в котором мы находимся

Psychologies
Будущее пятого поколения Будущее пятого поколения

Время 4G на исходе. 5G серьезно изменит нашу жизнь

Популярная механика
Теплом согреты Теплом согреты

Как провести время в Израиле

Лиза
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
Эмбрионы знаменитых песен: 16 поразительных демоверсий Эмбрионы знаменитых песен: 16 поразительных демоверсий

Как звучали великие песни в своем первоначальном, домашнем варианте?

Maxim
Имею скафандр, готов путешествовать Имею скафандр, готов путешествовать

Скафандров для других планет у человечества нет даже в перспективе

Популярная механика
«Люблю тебя по-прежнему, но я уже не та женщина, на которой ты когда-то женился» «Люблю тебя по-прежнему, но я уже не та женщина, на которой ты когда-то женился»

Мать двоих детей написала письмо мужу

Psychologies
Самая древняя Русь Самая древняя Русь

Животный мир давно минувших эпох

Популярная механика
Дополнительная пятилетка. Госдума приняла закон о повышении пенсионного возраста Дополнительная пятилетка. Госдума приняла закон о повышении пенсионного возраста

Принятый документ увеличивает установленный в СССР пенсионный возраст

Forbes
Метательные планеры Метательные планеры

Один из самых молодых видов авиамодельного спорта

Популярная механика
Самые странные профессии рок-музыкантов до того, как они стали рок-музыкантами Самые странные профессии рок-музыкантов до того, как они стали рок-музыкантами

Эти профессии удивительны даже по меркам шоу-бизнеса!

Maxim
Конец всему Конец всему

Несколько вариантов сценария будущего для Вселенной

Популярная механика
Жесткая позиция. Почему ЦБ был прав, повысив ставку Жесткая позиция. Почему ЦБ был прав, повысив ставку

Заседание ЦБ показало готовность адекватно реагировать на положение вещей

Forbes
Открыть в приложении