Цифровые кентавры
РВК, Фонд «Сколково» и АСИ запускают новый конкурс по искусственному интеллекту – «Про//чтение», который призван стимулировать развитие новых подходов в области машинного обучения, позволяющих создать искусственный интеллект, способный к глубокому пониманию смысла текста. Но определить тему этого конкурса оказалось непросто.
Человек или машина?
Через год после исторического проигрыша в 1997 году суперкомпьютеру Deep Blue Гарри Каспаров придумал новый формат продвинутых шахмат, в котором соревнуются друг с другом пары человек + компьютер. В 2005 году на чемпионате мира по таким шахматам неожиданно выиграла команда из двух молодых парней-любителей с тремя ноутбуками средней производительности (меньшей, чем в современном смартфоне), обыграв команды, в составе которых были и гроссмейстеры, и суперкомпьютеры. Каспаров заметил: мало того что симбиоз человека и компьютера оказался эффективнее, чем человек или компьютер по отдельности, но еще – и это самый важный параметр в такой системе – важна не «сила» человека или компьютера, а то, насколько эффективно построено их взаимодействие. Каспарову и принадлежит новый термин «цифровой кентавр», подразумевающий, что в будущем человечество не станет конкурировать с компьютерами и искусственным интеллектом, а начнет продуктивно взаимодействовать. И от того, насколько эффективно будет устроен этот симбиоз, зависит, на что будет больше похож мир будущего – на утопию или антиутопию. Это и стало идеологической основой нового конкурса Up Great – создать условия для продуктивного взаимодействия человека и машины в экономике знаний. А за основу была взята реальная задача, связанная с выявлением смысловых неточностей в текстах, – требуется написать программу, которая не более чем за 30 секунд сможет выявить логические и фактические ошибки, плохую аргументацию в небольшом тексте объемом в несколько страниц. Система, которая сможет обнаружить такие ошибки, найдет применение у обучающихся – школьников и студентов, которые будут использовать ее как тренажер логики и критического мышления. Для учителя система станет ассистентом, позволяющим ускорить работу с текстами и повысить ее качество. Преподаватель