Моему ребенку плохо в школе: к кому обратиться за помощью?
Возможно, это именно ваша ситуация — ребенок отказывается ходить в школу. У него проблемы со сверстниками. И вы полны решимости обратиться за консультацией к психологу, но хотели бы понять, какой помощи стоит ждать от специалиста. Представители разных терапевтических направлений согласились рассказать, как будут работать с этим случаем.
В современной психологии множество школ и направлений. Как понять, что вам близко? На конференции «Генезиса» #PROподход авторитетные специалисты разных терапевтических направлений рассказали, как будут строить работу с заданным запросом.
Представим ситуацию. Мама приходит на консультацию к психотерапевту одна, без ребенка. Суть запроса такова: ее сыну (дочери) десяти-одиннадцати лет плохо в школе. Друзей нет, одноклассники не нравятся, учителя «дураки», ходить в школу не хочет. Ребенка смотрели невролог и психиатр и заключили, что развитие и поведение в норме. При этом школа считается хорошей, престижной (лицей или гимназия), попасть в нее трудно. Вопрос: что делать?
Как работает с таким случаем адлерианский психотерапевт?
Рассказывает психолог Марина Чибисова
«В работе с родителями для нас важна не только терапевтическая, но и образовательная составляющая. Мы не ставим себе задачей переделывать родителей или детей. Нам важно объяснить взрослому, что движет его ребенком и почему. Помочь понять, какую цель он преследует.
Одна из ключевых идей, на которые опирается наш метод, — понятие жизненного стиля. Это система установок (и представлений о мире), которую каждый из нас сам формирует еще в раннем детстве. На наш жизненный стиль влияют разные обстоятельства, семья, наши врожденные особенности. Но едва ли не самый важный фактор — это наша свобода делать свои выводы относительно себя и других людей.
«Дети прекрасные наблюдатели, но плохие интерпретаторы», — как говорил Рудольф Дрейкурс, последователь Альфреда Адлера.
Дети внимательно наблюдают за окружающими, но не всегда делают верные выводы. Часто они создают ребенку много сложностей. Но их можно осознать и двигаться в ином направлении, что делает нашу работу крайне оптимистичной и результативной.
Что я буду делать, работая с запросом матери ребенка?
Прежде всего, мне важно понять, какие установки жизненного стиля лежат в основе поведения ребенка. Я расспрошу маму о том, в какой обстановке растет ребенок, есть ли в семье другие дети, какая между ними разница в возрасте. Мне важно понять, на какие ценности ориентируются в этом доме, какова семейная атмосфера.
Мы проанализируем, как родители реагируют на те или иные действия ребенка. Например, он приходит из школы и говорит: «Никто со мной не дружит. Я одинок, мне грустно». Как мама реагирует? Ей жалко сына (дочь)? Или ее эти слова раздражают? Или она чувствует за ребенка обиду? Все это показательно для понимания цели, какую ребенок преследует.
Дело в том, что каждый из нас, согласно теории Адлера, обладает социальным интересом. Каждый стремится занять свое, особое (не значит первое) место в группе, ощутить свою сопричастность ей (сначала это семья, потом коллектив в детском саду и в школе). Если все складывается благополучно и ребенок чувствует себя смелым, компетентным, он всегда двигается навстречу группе и стремится делать что-то общественно-полезное.
Но если в случае неудачи или по другой причине его чувство принадлежности ущемлено, то интерес к сотрудничеству замещается отчаянной попыткой подтвердить свою социальную значимость. Все свое внимание он направляет на эту цель. Рудольф Дрейкурс выделяет четыре «ошибочные цели», которые может преследовать ребенок: