Полуостров за полтриллиона: на что Россия потратила больше всего денег в Крыму
Forbes посчитал стоимость десяти крупнейших инфраструктурных объектов Крыма за пять лет пребывания полуострова в составе России
За пять лет пребывания Крыма в составе России на полуострове появились и продолжают строиться десятки важных инфраструктурных объектов — дороги, электростанции, газопроводы и больницы. Стоимость десяти крупнейших из них, по подсчетам Forbes, составляет 638 млрд рублей.
Мы проанализировали федеральную целевую программу по социально-экономическому развитию Крыма (ФЦП), изучили уже исполненные в рамках ФЦП контракты, включая госзакупки, отраженные в базе СПАРК и на сайте госзакупок, а также постановления правительства о субсидировании отдельных проектов в форме имущественных взносов. В общую сумму подсчетов мы включили также банковские кредиты и внебюджетные средства, вложенные в проекты частными компаниями и структурами, аффилированными с государством.
Для определения итоговой стоимости мы руководствовались уже проведенными тендерами с известной конечной стоимостью и фактически проведенными перечислениями средств: трансферы отражают реально освоенные или осваиваемые вложения на текущий момент, а ФЦП дает прогнозную оценку финансирования вплоть до 2022 года (в совокупности программа включает более 800 объектов с объемом финансирования около 900 млрд рублей). Именно поэтому «освоенные суммы» (в совокупности и составившие 638 млрд рублей) могут отличаться от финансирования, заявленного в ФЦП, в большую и меньшую стороны: в первом случае к сумме добавлялись крупные закупки, связанные с операционной деятельностью объектов, и кредиты от госбанков и банков, аффилированных с государством, а во втором — не все средства на строительство уже переведены исполнителям.
Крымский мост — 241,7 млрд рублей
Финансирование в рамках ФЦП: 227,8 млрд рублей (2014-2019 годы)
Освоенная сумма: 241,7 млрд рублей
Исполнитель: «Стройгазмонтаж»
Крымский мост — один из самых амбициозных проектов в истории современной России. Самый протяженный в Европе, он находится в сейсмически активной зоне, что означает особые требования к прочности конструкции. Задачу построить транспортный переход через Керченский пролив Владимир Путин поставил Минтрансу 19 марта 2014-го — на следующий день после подписания договора о присоединении Крыма к России. Заказчиком выступила структура Росавтодора.
В качестве подрядчика Минтранс рассматривал «Стройтрансгаз» Геннадия Тимченко, однако в декабре 2014-го бизнесмен отказался от участия в проекте из-за репутационных рисков. В конце января 2015-го правительство определило другого единственного подрядчика — им стал «Стройгазмонтаж», входящий в группу СГМ Аркадия Ротенберга. Основным субподрядчиком стала другая компания миллиардера «Мостотрест», получившая контракт на 96,9 млрд рублей. В 2015-м Ротенберг продал долю «Мостотреста» структуре НПФ «Благосостояние», в 2018-м — выкупил обратно.
Мост был введен в эксплуатацию в мае 2018-го с опережением графика на полгода. «Чудо свершилось!» — заявил Путин, открывая движение за рулем «КамАЗа». Монтаж железнодорожных путей должен завершиться летом 2019-го. Вскоре после ввода моста в эксплуатацию шесть компаний, задействованных в строительстве, попали под санкции Евросоюза. Кроме того, генпрокуратура Нидерландов начала расследование причастности семи голландских компаний к поставкам оборудования для объекта.
Трасса «Таврида» — 151,7 млрд рублей
Финансирование в рамках ФЦП: 174,357 млрд рублей
Освоенная сумма: 151,7 млрд рублей
Исполнитель: ЗАО ВАД
Строительство 250-километровой четырехполосной магистрали, связывающей Керчь, Симферополь и Севастополь, началось в мае 2017 года. Уже в конце декабря 2018-го поэтапно заработали участки первой очереди протяженностью 190 км.
Единственным исполнителем работ по проекту глава Крыма Сергей Аксенов без проведения конкурса назначил компанию ВАД. Это один из крупнейших подрядчиков Северо-Западного федерального округа. В числе проектов компании — федеральная трасса в обход Калининграда к чемпионату мира по футболу, транспортные развязки в Ленинградской области и Карелии. В 2017 году миноритарные совладельцы компании Валерий Абрамов и Виктор Перевалов заняли вторую строчку рейтинга Forbes «Короли госзаказа».
Полная стоимость строительства «Тавриды» несколько раз пересматривалась в сторону увеличения: ФЦП 2016 года предполагала 144 млрд рублей, в 2017-м сумма выросла до 166 млрд рублей, в текущей редакции — до 174 млрд рублей.