Полевые работы: сколько стоит вырастить футболиста для «Спартака»
Директор Академии «Спартак» Дмитрий Сидоров рассказал Forbes, как устроена подготовка молодых футболистов и каких затрат она требует
Настраиваясь на домашний чемпионат мира, Россия озаботилась проблемой подготовки футболистов для сборной страны. Так, с сезона 2015/16 в премьер-лиге действует жесткое ограничение на легионеров – не больше шести иностранцев на поле, плюс пять россиян. Лимит мотивирует клубы вкладываться в подготовку молодых игроков, а нестабильная экономика, урезающая бюджеты команд, превращает эти инвестиции в необходимость. Сколько стоит вырастить футболиста для топ-клуба и сборной, Forbes узнал у директора спартаковской академии Дмитрия Сидорова.
— В 2010 году Леонид Федун рассказывал Forbes, что потратил на строительство инфраструктуры для футбольной школы «Спартака» около $40 млн. Что сейчас представляет из себя актив «Академия «Спартак» имени Федора Черенкова»?
— Наш главный капитал — это тренерские кадры, поэтому мы №1. А что касается материальной базы, то у нас шесть открытых искусственных полей разного уровня, три из них — с подогревом. Основное поле имеет сертификат ФИФА, там проводятся матчи Юношеской лиги УЕФА. Плюс манеж. Плюс спортивный городок с площадками для теннисбола, тренировок вратарей и других занятий. Есть тренажерный зал, столовая, медицинские кабинеты, залы для теории и гостиница на 50 человек. Правда, там редко бывает полная загрузка. С проживанием в академию могут быть зачислены футболисты не младше 12 лет, потому что мы считаем, что дети должны жить в семье. Но есть сильные иногородние ребята, которых клуб не хочет потерять, есть талантливые мальчишки из Москвы, у которых сложные семейные обстоятельства, — они могут жить в академии и учиться в гимназии по соседству.
— Натуральных полей в академии нет?
— В наших широтах это бессмысленно. К тому же большинство детских и юношеских турниров проводятся на искусственных полях.
— Сколько детей занимается в академии и какой штат сотрудников?
— В среднем около 250 мальчишек. Этой осенью мы набрали группу 2011 года рождения — это наш младший возраст. Штат сотрудников академии — 54 человека, в том числе 23 тренера и четыре селекционера. Кроме того, у нас есть своя скаутская сеть из 18 человек по всей стране. Не охвачены, пожалуй, только самые удаленные от Москвы или «нефутбольные» регионы. Если мы получаем от скаутов на местах информацию о каком-то одаренном ребенке, наш селекционер выезжает на место, чтобы собрать максимум информации и принять решение о просмотре мальчика в академии.
— Какой у вас конкурс при приеме?
— Бывали катастрофические годы, когда на отбор по младшему возрасту приходило около 60 детей. Сейчас дни открытых дверей собирают от 1000 до 2000 мальчишек — под 200 на каждый из младших возрастов, которые мы принимаем. В 2017-м из 179 шестилеток мы взяли 16. Получается, 11 человек на место. Раньше мы набирали группы по 20 человек, но сейчас несколько изменили концепцию — хотим, чтобы тренеры могли больше времени и сил уделять индивидуальной работе, поэтому сокращаем группы до 12-16 детей.
— В академии есть платные группы?
— Нет. Клуб как наш учредитель полностью обеспечивает всех, кто занимается в академии. Тренировки, питание, экипировка, турниры. Но этой осенью мы запустили новый проект — Spartak City Football Academy — как раз для тех, кто по каким-то причинам нам не подошел, но хочет играть в футбол за «Спартак». Например, мы не занимаемся подготовкой совсем маленьких детей. Хотя иногда звонят родители и просят забрать в интернат их одаренного четырехлетнего (!) мальчика. Но мы живем по средствам и не можем вкладываться в неизвестность, а в этом возрасте крайне сложно предсказать футбольное будущее ребенку. Зато в проекте Spartak City Football Academy есть группы для малышей.
— Платные.
— Да, конечно. 5-8-14 тысяч в месяц в зависимости от возраста и интенсивности занятий. Ребята из City Football взяли европейский опыт – например, ПСЖ футбольную подготовку малышей тоже вывел на аутсорс, и пришли к нам с готовой бизнес-формулой. У них своя инфраструктура: 8 открытых площадок и 3 закрытых – с искусственных покрытием в бывшем теннисном центре. И тоже, кстати, в Сокольниках. От нас они получили бренд в название, а с ним – и потенциальную аудиторию. Кроме того, методика тренировок полностью с нами согласована, а все тренеры прошли стажировки в нашей академии.