О чем были песни группы «Звуки Му»
15 июля 2021 года не стало Петра Мамонова — поэта и композитора, солиста одной из самых экспериментальных перестроечных групп «Звуки Му». Чем интересно творчество коллектива — в материале «Сноба»
На Каретном Ряду вечерело. В окрестностях сада «Эрмитаж» традиционно прогуливались компании скучающих подростков, влюбленные парочки, одинокие взрослые люди в длинных пальто. Вдруг откуда-то из подворотни за скользящим по улице троллейбусом с криком погнался худощавый молодой человек. Мокрый от пота костюм на нем был изорван в клочья, лицо бледное как снег, а из окровавленной груди торчал напильник. На ближайшей остановке троллейбус замедлился, мужчина влетел внутрь него и выволок, избивая, одного из пассажиров. Когда тот, под градом лихорадочных ударов, окончательно обмяк на асфальте, человек в костюме поднялся с колен, отряхнулся и тоже упал — казалось, замертво. Проснулся он уже месяц спустя в реанимации — и сразу пошел в пивную. Этого человека звали Петр Николаевич Мамонов.
С его собственных слов, тем роковым вечером он, как это часто бывало, выпил лишнего и повздорил со случайным гражданином, а тот, чтоб неповадно было, решил своего собеседника убить — ударом напильника в грудь. Петр Николаевич каким-то чудом не умер. В ту ночь, как считал сам музыкант, Бог ради более важной миссии «оставил его жить». Куда вероятнее, конечно, что «оставил жить» Мамонова выброс адреналина, который он тогда испытал, и врачи больницы, куда его быстро доставили очевидцы драки у «Эрмитажа», но именно в этот день будущий лидер «Звуков Му», возможно, понял, что в жизни есть какие-то другие цели помимо саморазрушения. 10 лет спустя музыкант стал известен во всем мире как главный панк советской неофициальной сцены. Он записывал альбом в Лондоне и даже ездил с туром по Соединенным Штатам, где журналисты и критики называли музыкантов группы «сумасшедшими русскими», интересными своей «бескомпромиссностью».
Звучание
Британский композитор Брайан Ино — продюсер альбома Zvuki Mu, работавший с Дэвидом Боуи и Talking Heads, познакомился с Мамоновым и группой в 1987 году во время своего визита в СССР. Уникальное звучание «Звуков» произвело на Ино огромное впечатление. Позднее он характеризовал стиль группы как «маниакальный минимализм» — инструментальные партии в каждой песне были нарочито примитивными, что оказывало на слушателя психоделический эффект. Сам Мамонов, по словам Ино, был носителем «удивительного и страшного архетипа» из «глубокого средневековья», в атмосферу которого он погружал слушателей благодаря перегруженным гитарным партиям в стиле постпанка и грязного lo-fi. Со временем стиль группы менялся, включая в себя элементы синтипопа и новой волны, звучание становилось более электронным, близким к трип-хопу. В своем позднем творчестве Мамонов заимствовал многие приемы из своих любимых зарубежных композиций: так, в треке «Уверенная» (2021) переливчатое электрическое пианино как будто сэмплировано с первого альбома The Doors, а песня «Зависть» «утопленным» вокалом и гитарным темпом напоминает поздних Portishead.