Великий матриархат: как Рената Литвинова сняла фэнтези о феминизме и России
Рената Литвинова сняла фильм, который совмещает жанр фэнтези, феминистский подтекст и своеобразие авторского стиля. Рассказываем, как его понять и стоит ли смотреть
6 февраля в прокат вышел новый фильм Ренаты Литвиновой «Северный ветер», вошедший в программу престижного кинофестиваля в Роттердаме. Даже по меркам мирового кинематографа творчество Литвиновой (включая и некоторые фильмы, в которых она играет) — явление неординарное. Наследница вычурной стилистики своей «крестной матери» в кино Киры Муратовой (которой «Северный ветер» и посвящен), актриса с особенной, легко узнаваемой манерой говорить и выглядеть делает фильмы, которые узнаются с первого взгляда, даже без уточнения имени постановщика. Нелинейное повествование, особенное, очень личное отношение к пространству в кадре, экзальтированность в актерской игре и сама Литвинова в центре, похожая на персонажа сюрреалистичной сказки. Плюс, конечно же, много эстетства и красоты — иногда чрезмерно, на грани карнавала, который, как сказал культуролог Михаил Бахтин, всегда противостоит эпосу и трагедии. Так что в некотором роде «Северный ветер» — настоящий праздник, пир посреди чумы, как и любой фильм Литвиновой. Но в основном лишь для тех, кто на одной волне с ней.
Действие разворачивается в неопределенную эпоху, вне конкретного места, времени и даже привычной логики. В государстве Северные Поля (в котором, конечно, узнается Россия, даже сюрреалистичный Кремль со Спасской башней присутствует), в мифическую эпоху Великого Матриархата, в своем родовом поместье живут представители Третьего клана — семейство женщин во главе со старой и мудрой Великой Алисой. Де-факто делами в доме управляет дочь Алисы Маргарита (собственно Литвинова). Все они живут в ожидании «сильных и любимых мужчин», а мужчины рангом поменьше тем временем тихо соседствуют с ними либо прислуживают им. Любимый праздник в их семье — Новый год, который они празднуют, пользуясь привилегией дополнительного, тринадцатого (или двадцать пятого) часа в сутках. Однажды в их родовом гнезде случается важное событие: сын Маргариты Бенедикт приводит свою невесту, стюардессу Фанни, и все радуются скорой свадьбе. Но когда Фанни трагически погибает, Бенедикт женится на ее сестре