Погоня за KPI: как работают преступники в белых воротничках
Менеджеры компаний стремятся любой ценой обеспечить достижение ключевых показателей эффективности. Если выполнить KPI не удается, в ход идут современные схемы «решения проблем»
В 1949 году в США вышла книга знаменитого криминолога Эдвина Сазерленда «Беловоротничковая преступность» («White Collar Crime»). В качестве таковой ученый рассматривал деяния почтенных (или, по крайней мере, почитаемых) представителей социума, которые злоупотребляют тем доверием, которым они облечены. В американском социуме к данной категории относились в первую очередь бизнесмены, причем крупные. И с легкой руки Сазерленда этот термин стал практически синонимом корпоративного мошенничества.
Конечно, денег никогда не бывает «слишком много», и хищение средств у корпорации так же старо, как сама корпорация. Опыт показывает, что своих целей «преступники в белых воротничках пытаются достичь двумя способами: просто крадут, или стараются сделать так, что компания сама подносит им желаемое.
Для квалифицированного мошенника второй вариант безусловно предпочтительнее. Во-первых, проще объяснить свои доходы, а во-вторых, так легче строить карьеру, поскольку бонусы достаются только тем, кто может находить решение поставленных задач. Только вот в отличие от квалифицированного специалиста мошенник не решает проблему, а только создает благополучную видимость.
Подогнать решение под ответ было делом весьма распространенным еще с советских времен. В эпоху плановой экономики каждый хозяйственник стремился выполнить спущенный сверху план любой ценой. При этом, если естественным путем справиться с задачей не получалось, в ход шли приписки и другие более или менее незаконные ухищрения. И сегодня ничего не изменилось, только место плана заняли ключевые показатели эффективности (KPI).