Зачем нам нужна откровенность
Среди разнообразных дел, домашних и рабочих, под включенный телевизор с его дебатами и сводками новостей мы постепенно теряем способность общаться и отдаляемся. Может быть, пора повернуться друг к другу и поговорить по душам?
Казалось бы, зачем призывать к откровенности – разве мы что-то скрываем? В своих рабочих резюме мы предоставляем сведения не только об образовании и опыте работы, но рассказываем о личных качествах и о хобби. В соцсетях наше семейное положение, эмоциональный статус, болезни и достижения – все это каждый день становится известным множеству людей. Какой же откровенности нам не хватает? «Общение в соцсетях – фасадное, – считает экзистенциальный психотерапевт, доцент МГУ им. М.В. Ломоносова Светлана Кривцова. – Оно побуждает нас шлифовать поверхность своего образа, но не позволяет заглянуть в глубину личности». Привычка к нему делает нас зависимыми от скользящих по поверхности взглядов. Теряя их, мы словно теряем часть себя. Причем «фасад» не обязательно должен быть привлекательным, здесь возможны варианты. Образ вечного страдальца – такой же фасад, как и картинка процветания, которая настойчиво предъявляется другим пользователям… и, возможно, самому себе. Соцсети, конечно, подпитывают эти явления, но зарождаются они не там – а в нашем собственном сознании. Но как определить, где мы перестаем быть с собой откровенными и начинаем верить в образ?
Узнать себя
«В любой ситуации есть место вопросу о том, каков мой вклад в нее, – замечает Светлана Кривцова. – Каждый из нас может в какой-то момент горько пожаловаться на судьбу, но если это происходит изо дня в день, то встает вопрос: что я сам делаю для того, чтобы обстоятельства складывались таким образом?» Избитая истина, что у всего на свете есть вторая сторона, в данном случае вполне уместна. «У меня плохой начальник, он ругает меня, я несчастна! – Но почему его мнение имеет для меня такое значение?» «Преподаватель несправедлив ко мне! – А справедлив ли он к другим? Это свойство его характера или результат моих действий?» Часто мы видим только половину картины и испытываем сильные, но однообразные эмоции. «Нам не хватает открытости в восприятии реальности, способности ее принять, – объясняет Светлана Кривцова. – Например, я не могу принять факт, что мой начальник не способен оказывать поддержку, потому что у меня дефицит родительского внимания, я хочу видеть в нем родителя и страдаю от его обращения так, словно я ребенок, а не взрослый человек». Чем обширнее внутренние белые пятна, неизвестные или малоисследованные области нашей психики, тем сильнее эмоции: «Меня обижают!», «Меня обожают!» И эту эмоциональность мы часто путаем с искренностью. Но