А теперь “горбатый”: малоизвестные факты о первом “Запорожце”
Сколько же насмешек за свою жизнь выслушал многострадальный ЗАЗ-965! А ведь автомобиль был выпущен немалым тиражом - 322 166 автомобилей, включая модификации. Получается как в том анекдоте с мышками и кактусом: народ плевался, переводил его стоимость в бутылки с водкой, но продолжал отстаивать в многолетних очередях за автомобилем.
Изначально “Горбатый” должен был прописаться на конвейере московского автозавода МЗМА. Тамошние специалисты совместно с автомобильным институтом НАМИ в 1950-е вовсю работали над созданием четырехместной микролитражки. Ими была построена целая свора концептов, но все они имели существенные конструктивные недостатки. Валюты в стране на покупку лицензии, как и на заказ у импортной компании технического оформления для существующего прототипа попросту не было. И тогда решили использовать “мировой опыт автомобилестроения”, или попросту содрать импортный автомобиль - в этом у спецов из НАМИ опыта было хоть отбавляй. “Запорожец” мог стать копией трехколесных Bond Minicar, Isetta, Fuldamobil, или четырехколесных Lloyd 600, Goggomobil, Zundapp Janus. Но стал Fiat 600, правда, не точной копией, а творчески переосмысленной и адаптированной под советские реалии.