Подарок как символ любви, понимания и признания
Возможно, вы из тех, кто откладывает покупку подарков на последний момент, и прямо сейчас мучительно размышляете, чем же порадовать родных или друзей. Давайте разбираться в этом — а заодно и в том, зачем вообще мы делаем подарки, что они значат для тех, кто их получает, как их правильно выбирать и дарить.
Звучит излишне прагматично и, возможно, даже цинично, но с точки зрения эволюции у дарения есть вполне практическая подоплека: даритель может стремиться создать о себе благоприятное впечатление, показать свои финансовые возможности или заслужить симпатию того, кто ему нравится. На то, что и как мы дарим, влияют пол, культура, отношение к деньгам и многое другое. Но независимо от внешних факторов крайне важен смысл, который мы вкладываем в подарок, и наше отношение к человеку, который его получит.
Как подарить счастье: психология дарения
Исследования показали, что мужчины чаще дарят подарки с практичным подтекстом: покорить, соблазнить, продемонстрировать богатство, добиться чего-то в ответ. Женщины в свою очередь прекрасно знают, что мужчины преподносят кольца и цветы не просто так. Мужчины же считают, что и женщины преследуют те же цели.
Желание получить что-то взамен — довольно распространенная причина подарить подарок. Большую роль тут играют национальные традиции: так, люди, воспитанные в восточной культуре, больше ценят связи и воспринимают себя как часть целого, поэтому серьезно относятся к ответному дарению и предпочитают получать недорогие подарки, если не уверены, что смогут позволить себе подарить дорогой подарок в ответ.
На Западе же распространен индивидуалистический подход, поэтому европеец или американец дарят подарки, ориентируясь на желания того, кому дарят, а не на цену, потому что не считают важным получить эквивалент по стоимости в ответ. Главное, чтобы подарок доставил получателю удовольствие.
В 1993 году профессор Уортонской школы бизнеса Джоэль Вальдфогель задал вопрос, на который может ответить только экономист: приносят ли выгоду Рождество и Новый год? Ответ мог бы быть «да», но только в случае, если цена подарка, который дарите вы, соответствует цене подарка, который дарят вам. И, конечно, когда подарок действительно полезен. Но многие знают, что порой подарки, такие дорогие и вроде бы нужные с точки зрения дарителя, оказываются нам совершенно не нужными.
Вальдфогель определил эту разницу как «чистые издержки Рождества» и настаивает, что с экономической точки зрения дарить подарки совершенно невыгодно. Гораздо практичнее дарить деньги. Хотя некоторые эксперты возражают, что наличные в конверте — не выход из положения, ведь порой даже простые и недорогие подарки очень дороги адресату.
Оправдывает ли себя продуманное дарение? Да, и более того — подарок не должен быть сюрпризом, а если вы и хотите удивить друга или жену, сто раз подумайте, расспросите, просчитайте, чтобы сюрприз не оказался неприятным.
Многие верят, что подарки, о которых просят заранее, и те, о которых получатель ничего не знает до поры до времени, одинаково порадуют его. На самом деле люди больше радуются тому, что заказали заранее. Тем более что удивить адресата всегда поможет упаковка — в нее можно вложить фантазию, теплоту и время. Однако надо учитывать, что, согласно исследованиям, подарки от друзей, которые были обернуты кое-как, нравились адресатам куда больше, чем те, что упаковали аккуратно и на совесть, а все потому, что их проще было открыть.