Отсрочка до кризиса: как Джозеф Байден формирует внешнеполитический курс
Пока Белый дом пытается сохранить для себя свободу маневра во внешней политике — в ожидании реакции других игроков. Но долго так продолжаться не может, считает директор Института международных отношений и управления МГИМО-Университета Михаил Троицкий
Проведя у власти примерно половину из традиционного стодневного «медового месяца», новая администрация США предварительно очертила контуры своей внешней политики. Обширный программный документ — Стратегию национальной безопасности — обещано опубликовать в обозримом будущем, однако уже сейчас в промежуточном докладе Белый дом заявляет, что во внешней политике администрация Джозефа Байдена планирует «проложить новый путь». Видна ли здесь стратегия?
Стратегия — это прежде всего четкий выбор, основанный на установке приоритетов и понимании ограниченности средств. Предполагается отказ от одних возможных целей в пользу других, более важных, и от одних инструментов в пользу других, более доступных и эффективных. И к этому администрация Байдена пока не готова.
Иначе, чем Трамп
Комментируя промежуточный доклад, государственный секретарь Энтони Блинкен поставил на видное место в ряду угроз для США глобальную коррупцию и недостаток демократии в мире. Коррупцию он сравнивает с «подтасовкой карточной колоды» в игре против Соединенных Штатов, а недемократические страны характеризует как «менее надежных партнеров». Два наиболее проблемных для США государства — Китай («способен бросить долгосрочный вызов стабильности и открытости международной системы») и Россия («стремится увеличить свое влияние и играть деструктивную роль на мировой арене»). Вызовы понятны, однако конкретика стратегического выбора на этом практически заканчивается.
По мнению Блинкена, внешняя политика США «не всегда была хорошо увязана с потребностями и устремлениями американцев». В этом, однако, вряд ли можно было упрекнуть предшествующую администрацию Дональда Трампа, которая практически целиком подчинила внешнюю политику целям сохранения власти и поддержания рейтинга президента. Трамп жертвовал всем, что не давало ему явных внутриполитических дивидендов: торговыми соглашениями США и готовностью содействовать глобализации, мнением и доверием союзников в Европе и Азии, убедительностью альянсов с участием США, общественным мнением в развивающихся странах.