Почему российское бизнес-сообщество снимает табу на изучение провалов стартап-проектов
Во всем мире популярны детальные разборы провалов стартапов, на которых могут научиться тысячи начинающих инвесторов. Но в последнее время появилась надежда, что российское бизнес-сообщество постепенно снимет негласное табу на освещение этой темы
Если верить статистике (а почему бы ей не верить, это наука достаточно точная), примерно 90% стартапов умирает, так и не сумев произвести продукт, для которого они создавались. На Западе ведется скрупулезный подсчет и анализ причин неудач, по итогам которых публикуются разного рода обобщающие исследования, доступные всем и каждому.
К первой пятерке таких причин обычно относят невостребованность продукта на рынке, недостаточное финансирование, неправильный подбор персонала (как топ-менеджеров, так и рядовых исполнителей) и, как следствие этого, межличностные конфликты в команде, просчеты с ценообразованием и оценкой конкурентов. Немаловажную роль играют и менее значимые на первый взгляд, но тем не менее важные факторы: от неправильной бизнес-модели и несвоевременного вывода продукта на рынок до недостаточной увлеченности основателей стартапа своим детищем и даже банального профессионального выгорания.
Как показало недавнее и, пожалуй, первое серьезное исследование российского рынка «Инновации: разбор полетов. Как ошибаются российские технологические предприниматели», все эти факторы проявляют себя и у нас. Взять, к примеру, историю с «Бесконечной флешкой» (автор кейса — Алексей Хазбиев). Вкратце она звучит так: молодой аспирант Самарского государственного технического университета Алексей Чуркин пять лет назад вдохновился идеей нового гаджета — USB-флешки, дающей доступ к ничем не ограниченному облачному хранилищу и при этом защищенной самыми передовыми способами шифрования. Идея возникла в тот момент, когда научный руководитель Алексея дал ему обычную флешку для копирования статьи, а когда выяснилось, что на ней нет свободного места, признался ученику, что понятия не имеет о виртуальных «облаках». Поскольку в то время облачные сервисы еще не были так развиты, как сейчас, Чуркин собрал команду (как выяснилось впоследствии, не слишком профессиональную), прикинул объем рынка (10–15 млрд рублей — и это только в России) и с энтузиазмом принялся искать спонсоров.