Почему Россия не стремится защищать Армению от азербайджанского вторжения
Кремль не спешит помогать своим армянским союзникам в деле защиты их суверенитета от вторгнувшейся азербайджанской армии. И в действиях Кремля, как ни странно, есть логика — нельзя защищать тех, кто сделал все, чтобы сдать свои территории и испортить отношения с Москвой
Хозяин тайги превращается в бумажного медведя
Вчерашние боестолкновения между армянской и азербайджанской армиями в Сюнике (территория Армении) сопровождались бурлением различных масс в головах армянской общественности по отношению к России. Блогосфера была полна народного возмущения на предмет того, почему Москва якобы не выполняет свои обязательства по ОДКБ и не приходит на помощь армянскому союзнику, подвергшемуся агрессии со стороны обнаглевшего от безнаказанности соседа. Ну и, соответственно, возмущенные делали выводы из серии тех, что транслировались на недавнем митинге в Ереване — о необходимости попрощаться с «немытой Россией» и выйти из ОДКБ.
Да, позиция Москвы выглядит весьма вяло — не с точки зрения защиты армянских интересов (в Кремле они и не должны быть приоритетом), а с точки зрения интересов российских. От внешнеполитической решимости 2008 и 2014 года не осталось и следа. Хозяин евразийской тайги превращается в самого настоящего бумажного медведя — не по военно-политическому потенциалу (с ним-то все в порядке), а из-за отсутствия политической воли для его применения. Последнее такое применение было в ноябре 2018 года, когда Киев решил спровоцировать кризис в Керченском проливе и лишился в итоге (пусть и на время) значительной части своего флота в количестве трех кораблей. После этого Россия пасовала перед ультиматумами Турции в Сирии, перед хамством Лукашенко в Минске (в частности, взятием в заложники трех десятков вагнеровцев), провокациями Украины в Донбассе (из последнего — оккупация Старомарьевки, где живут десятки граждан РФ) и, наконец, действиями Турции на Южном Кавказе. Неудивительно, что подобная бумажность снижает авторитет России как в глазах ее соперников, так и в глазах немногих оставшихся союзников по ОДКБ (видящих силу турецкого Шерхана и его местных Табаки и понимающих, на кого им стоит ориентироваться). Так что либо Кремль покажет мускулы и наведет порядок в своей тайге, либо с ним вообще перестанут считаться. Ибо в международных отношениях трусливые и/или нерешительные — это не партнеры, а еда.
Очереди нет
Однако наличие этих проблем у России ни разу не является основанием для бурления антироссийских масс в головах у значительной части армянской общественности. Гражданам Республики Армения стоит повыключать эмоциональные конфорки и уяснить для себя несколько ключевых тезисов. И уже потом, на основании этих тезисов, оценивать поведение Москвы на Южном Кавказе — да и, возможно, сделать какие-то выводы о себе любимых.
Тезис первый. Россия, может, и не самый лучший союзник. Не самый надежный (всего лишь обеспечивает суверенитет Армении, которую в ином случае уже поделили бы турки с азербайджанцами), не самый щедрый (всего лишь продает оружие по внутрироссийским ценам), не самый рукопожатный в мире. Однако единственный союзник из всех возможных. Кто может стать альтернативной стратегической опорой для Еревана? США, сдающие союзников налево и направо — грузин, украинцев, курдов? Говорливая Франция, которая даже в Мали не может навести порядок, которая пасует перед британцами в рыбных войнах? Великобритания, вложившаяся в Турцию? Китай, от которого регион, мягко говоря, далек? Или многовекторность, которая завершится тем, что от Армении отвернутся все? Альтернативы России нет. С этим нужно смириться и под это нужно подстраиваться. Увеличивать свой военно-экономический потенциал, а также завоевывать доверие и уважение в