Как будущий американский самолет может доминировать в воздухе
По мере того как Россия и Китай догоняют и перегоняют самые современные американские истребители, ВВС США продолжает разработку новых машин. Программа «Следующее поколение доминирования в воздухе» (Next Generation Air Dominance, NGAD) позволит обновить флот, состоящий из быстро устаревающих самолетов F-22. По официальным данным военных, единовременно в боевой готовности удается поддерживать лишь 33 F-22, тогда как число китайских J-20 оценивается в 50, да и российская армия планирует к 2028 году получить 76 новейших Су-57. Привычное технологическое доминирование ВВС США оказывается под угрозой.
И J-20, и Су-57 используют технологии стелс и предназначены для получения превосходства в воздухе. Американские F-35 больше ориентированы на нанесение ударов по земле, и их противниками выступают скорее F-22. Сведения о будущем самолете шестого поколения крайне скудны, но ожидается, что он заметно обгонит конкурентов. Рассмотрев характеристики всех машин, можно предположить, с чем ему предстоит бороться и какие возможности для этого необходимы.
Что такое NGAD
ВВС США уже несколько лет работают над программой NGAD (Next Generation Air Dominance, воздушное превосходство нового поколения). Она предполагает разработку семейства систем, ключевым элементом в которых выступит истребитель. Другими платформами, вероятно, будут беспилотные летательные аппараты, несущие дополнительное вооружение и выполняющие другие миссии.
В прошлом году в рамках NGAD ВВС США секретно испытали демонстратор самолет шестого поколения. Его разработала и собрала неизвестная американская компания. Демонстратор был полностью спроектирован в цифровом виде, и часть испытаний его модель тоже прошла в симуляторах. Технические подробности о нем не раскрываются.
Стелс
Целый набор технологий позволяет снизить видимость самолета для радаров противника. Некоторые из них – например, покрытие, поглощающее излучение, – применялись еще в истребителях четвертого поколения. Но Су-57 и J-20 изначально проектировались с учетом этого фактора, и особые геометрические формы их планеров дополнительно уменьшают радиус обнаружения машины. Можно ожидать, что самолет NGAD будет еще менее заметным для радаров.
Су-57 «Преступник»
Стелс-возможности Су-57 находятся в промежутке между поколением 4+ (как у F/A-18E/F Super Hornet) и 5 (как у J-20), хотя, по словам авиаэксперта Тайлера Роговэя, «ближе к первым, чем к последним». Машина демонстрирует уменьшенную площадь рассеяния в сравнении с четвертым поколением, однако до американского пятого ей далеко. «Россия считает стелс-технологии весьма полезными, но не демонстрирует никакого желания обойти в них США», – говорит редактор Aviation Week Стив Траймбл. Впрочем, серийные Су-57 показали прогресс в сравнении с ранними прототипами.
J-20 «Черный орел»
О возможностях стелс-покрытия китайских J-20 можно лишь гадать. Однако общее сходство самолета с F-22 показывает, что они более совершенны, чем у Су-57. Профессор Мэрилендского университета Майкл Пелоси и его коллега из Американского института аэронавтики и астронавтики Карло Куп провели компьютерное моделирование J-20. Работа подтвердила, что переднее оперение затрудняет обнаружение самолета в лобовой проекции. Однако на машине установлены двигатели предыдущего поколения, оставляющие заметный тепловой след, хотя и с квадратными воздухозаборниками, снижающими заметность.
NGAD
У самолета шестого поколения будет и стелс-геометрия, и поглощающее покрытие корпуса. Для дополнительного снижения видимости в ИК-диапазоне станет применяться сложная система распределения тепла. Ожидается, что NGAD использует собственные средства радиоэлектронной борьбы, подобные установленным на EA-18G Growler, и сможет активно препятствовать своему обнаружению за линией обороны противника.