Почему привычная еда выглядит так, как она выглядит, и при чем тут дизайн
Команда проекта A-House, посвященного архитектуре и дизайну, поразмышляла на тему сближения двух миров
Дизайн и еда пересекаются не только в интерьерном отделе универмага, где продаются красивые тарелки, или в ресторане, оформленном силами известного бюро. Дизайнеры вместе с технологами, шеф-поварами и антрепренерами из Кремниевой долины думают о том, как и что мы будем есть в будущем, фокусируясь на проблемах перепроизводства, экологии и устойчивого развития. Равно как и промышленные дизайнеры, рисующие новые автомобили или стулья, они заботятся о состоянии окружающей среды не меньше, чем о внешнем виде или пользе конечного продукта.
Еда в тюбике, поражавшая наше воображение в детстве, — больше не верх новаторской мысли. На смену романтическим устремлениям и очарованию будущим пришло понимание того, что в это самое будущее возьмут не всех и не все — а только те объекты, что доказали свою состоятельность и необходимость присутствия в жизни человека. Заменит ли мясо, созданное из насекомых, или вода в съедобной оболочке из водорослей, которая растворяется, едва оказавшись у нас на языке, привычные наименования из продуктовой корзины, нам пока неизвестно. Но одно понятно точно: продукты, которые пережили появление субститутов и не сдались под натиском потребителей с повышенной чувствительностью к глютену и эстетическими притязаниями, останутся с нами надолго.
Если продолжить сравнивать съедобные артефакты с объектами промышленного дизайна, то мы невольно упираемся в архетипы. Чаще всего об их форме и о том, обусловлена ли она функцией или стала плодом воображения анонимного автора, мы не задумываемся. Это стул, на котором сидят (даже если это покачивающийся из стороны в сторону Sella Акилле Кастильони или склеенный из деревянных плашек Favela братьев Кампана), а это круассан, который едят все французы без исключения. Ввиду практической ценности жизненный цикл круассана быстротечен, тираж — не ограничен. Это не объект коллекционного дизайна (читай — сложносочиненное творение кондитера Седрика Гроле), а вещь масс-маркет-бренда или мебельного гиганта, легко воспроизводимая другими.
Мало кто рассматривает еду в качестве объекта исследования с точки зрения дизайна — исторические коннотации и гастрономические возможности увлекают исследователей куда чаще, чем вопросы «формотворчества». Но перемены происходят и на этой территории — и инициированы они людьми, которые в целом меняют восприятие дизайна и понимание его истории. Так, куратор Паола Антонелли, благодаря которой в коллекцию нью-йоркского музея MoMA попали не только культовые предметы мебели, но и символ «@», видеоигра Pac-Man и конфеты M&Ms, уже несколько лет увлеченно рассказывает с трибуны TED о взаимоотношениях еды и дизайна.