Культура
Как и положено аристократам, шейхи, эмиры и принцы ОАЭ стремятся к высокому. К их чести можно сказать, что избыток нефтяных сверхдоходов они тратят не только на яхты и драгоценности, но и на искусство – как современное, так и классическое, прославленное вечностью. Не претендуя на исчерпывающее описание культурного поля Аравийского полуострова, «Правила жизни» предлагают вниманию читателя три сюжета, которые как нельзя лучше характеризуют культурную жизнь современных ОАЭ и Саудовской Аравии.
История первая: «Князь поэтов» и принц-поэт
В 2021 году небольшой стартап провел исследование поисковых запросов в Google, чтобы понять, о каких профессиях мечтают люди. И если во Франции люди привычно мечтали стать адвокатами, в Германии – профессорами, а в Италии – предпринимателями, то в арабском мире, не исключая и ОАЭ, лидировала одна и та же профессия – поэт. Жители Аравийского полуострова, если верить этим данным, поголовно мечтают стать стихотворцами. Можно понять поляков, которые мечтают стать программистами на удаленке, но поэт? Что это: внезапный приступ идеализма у целой цивилизации? И да, и нет.
Нефтяные монархии Залива возводят свое происхождение – и идеологически, и буквально – к племенам бедуинов, населявшим (и часто до сих пор населяющим) пустыни Аравии. А одна из главных бедуинских традиций – настолько древняя, что она сформировалась еще до ислама, – изустная поэзия набати. Еще в античные времена арабы считались нацией поэтов, а поэзией была пропитана обыденная жизнь: в стихах признавались в любви, шутили, угрожали, объявляли войну и хвалились подвигами, то есть делали все, что было необходимо гордому воину. Собственно, название «набати» – это отсылка к античному арабскому государству Набатея, располагавшемуся на территории современной Иордании и имевшему столицу в легендарной скальной крепости Петра. В средневековой Аравии стихи пользовались таким почетом, что семь избранных стихотворений, по легенде, вывешивали на стенах Каабы. Там же, в селении Указ неподалеку от Мекки, проходили первые в арабской истории поэтические батлы – торговцы и путешественники, собиравшиеся там раз в год, в течение 20 дней соревновались в стихотворном остроумии и мудрости, что роднит набати с древнегреческими панегириками.
Традиционно арабские поэты писали так называемые касыды (от арабского «преследовать цель») – это жесткая поэтическая форма, которую можно сравнить с европейским сонетом. Но, разумеется, с местными особенностями: средневековые арабы были народом горячим, склонным к воинским и любовным подвигам и совершенно не склонным к ложной скромности, поэтому исторически один из самых распространенных жанров подобной поэзии – проклятие врагам и хвала самому себе.
Как только у эмиров появились деньги, они принялись возрождать эту традицию, причем со свойственным им размахом: поэтические телешоу занимают в стране место, которое на западном телевидении отдано какому-нибудь шоу «Голос». Будучи хорошим поэтом, действительно можно прославиться, получить уважение соотечественников, остаться в истории и заодно заработать много денег. В первом реалити-шоу «Поэт на миллион» участвовали тысячи поэтов со всего арабского мира. На производство одной только серии уходит 70 млн дирхамов (около $19 млн), зрительская аудитория превышает 17 млн человек, а победители получают до 5 млн дирхамов ($1,3 млн). Этой весной другое телешоу, «Князь поэтов», впервые выиграла женщина – поэтесса из Омана, получившая 1 млн дирхамов (около $300 тыс.). Вопреки ожиданиям, поэзия в ОАЭ – сфера относительно демократичная: известных поэтесс довольно много, а в число признанных классиков входит Аиша бинт Халифа Аль Сувайди (1920–2018), писавшая под псевдонимом «Арабская девушка».