«Садись, пять!» Что такое синдром отличника и как от него избавиться
Желание сделать свою работу как можно лучше — казалось бы, похвальное. Но всегда ли нужно быть самым лучшим? Что делать, если это начинает мешать нам жить? Разбираемся с психологом
Может казаться, что быть «отличником» — большая удача и подспорье для блестящей карьеры. В действительности, желание все делать «на пятерку» может работать против вас.
Ольга Горюшкина, психотерапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter
Что такое синдром отличника
Термин «синдром отличника» часто встречается в статьях на образовательную тематику, в материалах об эмоциональном выгорании. Однако в профессиональной психологической литературе такого термина нет, а проявление этого «синдрома» относят к перфекционизму. Это явление связано со стремлением получить одобрение окружающих.
Может показаться, что синдром отличника характерен только для тех, кто учится в школе или университете, но это совсем не так. В моей практике уже взрослые клиенты часто рассказывают о различных ситуациях, когда кто-то оценивал их работу, и о том, насколько сильные они испытывали эмоции — злость, гнев, ощущение беспомощности и потерянности — если то, что они сделали, не было оценено на отлично. Если они получали «четыре», у них внутри рушился мир, хотя внешне они могли демонстрировать спокойствие.
Сила эмоций и переживаний в такие моменты доставляет дискомфорт. Для того, чтобы с ними справиться, требуются большие внутренние ресурсы. И именно такие ситуации часто становятся поводом для того, чтобы пересмотреть свое отношение к мышлению и поведению «отличника».
Признаки и симптомы синдрома отличника
- чрезмерная зависимость от оценки окружающих;
- преувеличение последствий от сделанной ошибки;
- стремление доводить все до идеала, даже если в этом нет объективной нужды;
- гиперответственность;
- чувствительность к успехам других (достижения других воспринимаются как собственный провал);
- страх неудачи внутри мешает оценить собственные ресурсы, с помощью которых можно справится со сложной ситуацией;
- неумение радоваться своим победам, получать от них удовольствие;
- учащенное сердцебиение, дрожь, расфокусировка внимания.
Откуда берется синдром отличника
Когда мы познаем мир, обратная связь от окружающих становится необходимым элементом обучения любому навыку. В детстве нас учат правильно говорить, одеваться, держать вилку, мыть руки после прогулки и перед едой. Через корректировку мы усваиваем то, что может нам понадобиться в более взрослой жизни. В школе ребенок становится уже более самостоятельным, но оценивание, исправление, поощрение продолжают его сопровождать, теперь — как инструменты системы образования. Здорово, если в семье есть конструктивные модели взаимодействия и коммуникации — безоценочная любовь, поддержка даже тогда, когда кто-то допустил ошибку, оказался не прав или просто ищет то, что для него важно и интересно, не обращая внимания на правила. Иногда родители, в силу особенностей своей эмоциональной палитры или ограниченности внутреннего ресурса, обращают внимание на ребенка только тогда, когда отпрыск его чем-то «заслужил» — например, принес пятерку. То есть пятерка в детском сознании становится залогом получения приятного и важного ресурса. Закрепляется связка: старание — это хорошо, это то, что я должен делать.
До определенного момента «бонусы» от хорошо сделанной работы перекрывают те минусы и ограничения, которые мы несем, подчиняясь стремлению сделать все на пятерку с плюсом.
Минусы мы начинаем чувствовать не сразу. В школе мы можем столкнуться с выбором — подготовиться к завтрашней контрольной по математике или почитать свеженький комикс. Но по-настоящему серьезные дилеммы возникают в послеуниверитетской жизни. Попадая в неидеальный мир, мы понимаем, что иногда какие-то задачи можно делать на троечку и двигаться вперед, но привычка делать все идеально оказывается настолько сильна, что мы ощущаем, что единственно возможный для нас выбор — подчиниться ей.
Чем синдром отличника отличается от перфекционизма
Перфекционизм — сложный и многоплановый концепт. Синдром отличника — одна из форм проявления перфекционизма.
Гордон Флейт и Пол Хьюитт в исследовании 2002 года выделили три типа перфекционизма:
- ориентированный на себя;
- ориентированный на других;
- социально предписанный.
Ориентированный на себя перфекционизм — это тенденция устанавливать для самого себя недостижимые планки. Например, всегда выполнять задачи максимально хорошо и не допускать ошибок.
Перфекционизм, ориентированный на других, — это тенденция требовать от окружающих, чтобы они соблюдали определенные стандарты, соответствовали неким идеальным параметрам. Таким людям сложно делегировать задачи, потому что они считают, что другие не выполнят работу достаточно хорошо.
Социально предписанный перфекционизм — это тенденция думать, что другие ожидают от тебя невозможного, и чтобы получить от них одобрение, нужно соответствовать высочайшим требованиям.