Не музыкой единой: как Spotify готовится совершить революцию в мире аудиозаписей
Десять лет назад Даниэль Эк убедил звукозаписывающие компании и артистов выкладывать свои песни на Spotify и совершил переворот в музыкальной индустрии. Сегодня, имея состояние в $4,4 млрд, он уже не делает ставку только на поп-звезд. В планах Эка — сделать Spotify площадкой для всего цифрового аудиовещания: транслировать не только музыку, но и новости, подкасты, прямые трансляции, аудиокниги и разные образовательные форматы. Как шведский предприниматель хочет произвести революцию в мире аудиозаписей?
В один из октябрьских дней Даниэль Эк прохаживается по полированным бетонным полам штаб-квартиры Spotify, расположенной на 71 этаже Всемирного торгового центра в Нью-Йорке. Основатель и генеральный директор популярного стримингового сервиса проходит мимо изящных скульптур в виде наушников из металла неонового цвета, мимо роскошных лаунж-зон для VIP-клиентов из числа рекламодателей и звуконепроницаемых подкаст-студий, построенных специально для знаменитостей. Затем он входит в просторный кафетерий, оборудованный освещением для проведения концертов.
Там активно готовятся к проведению торжественного обеда для членов совета директоров Spotify. Сюрпризом для гостей станет выступление кантри-дуэта Brothers Osborne, главный хит которого под названием Stay a Little Longer достиг отметки в 180 млн прослушиваний на стриминговом сервисе. Руководство Spotify только что отчиталось о доходах за III квартал, поэтому 38-летний Эк, называющий себя «редко дающим интервью инженером-интровертом», находится в центре всеобщего внимания.
На шведском предпринимателе черные джинсы, замшевая куртка и кожаные кроссовки. Он на ногах с пяти утра: звонит финансовым аналитикам, дает интервью и проводит собрание для 200 сотрудников Spotify. «Это было невероятно, ведь мы впервые за два года провели мероприятие в очном формате и смогли встретиться лично. Царила замечательная и теплая атмосфера. Все обнимались и аплодировали», — говорит Эк.
Для радости было много причин. За несколько часов до описанных событий стриминговый сервис Spotify опубликовал впечатляющие квартальные показатели, которые произвели фурор как на Уолл-стрит, так и в мире музыки и СМИ. Доходы компании выросли на 27% по сравнению с III кварталом 2020 года и составили $2,9 млрд. Продажи рекламы выросли на 75% и достигли почти $375 млн. Количество активных пользователей сервиса выросло чуть менее чем на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысило 380 млн человек.
Количество платных подписчиков Spotify тоже выросло, достигнув отметки в 170 млн человек. На фоне публикации отчетности стоимость акций компании, курс которых оставался относительно низким на протяжении большей части 2021 года, вырос на 10%, что привело к повышению оценки Spotify на $5 млрд. Таким образом, впервые с лета 2021 года рыночная стоимость стримингового сервиса превысила $50 млрд.
Компания прошла долгий путь с тех пор, как 10 лет назад ее основатель и генеральный директор впервые появился на обложке Forbes. В январе 2012 года шведский предприниматель неохотно надел костюм и галстук и выпил несколько бокалов виски, чтобы сфотографироваться для обложки первого в истории выпуска Forbes, посвященного героям рейтинга «30 до 30». В то время в Spotify работало всего 500 человек. Доходы компании составляли около $300 млн в год, она оценивалась в $2 млрд. На момент публикации того выпуска Forbes стриминговый сервис был доступен в Америке на протяжении всего шести месяцев. Сегодня Spotify работает в 184 странах, в нем работает 7400 человек, а ежегодный доход сервиса оценивается в $9,7 млрд. В 2018 году Spotify провел IPO. Если в 2012 году состояние Эка существовало лишь на бумаге и оценивалось в $300 млн, то сегодня оно не только вполне реальное, но и достигло отметки в $4,4 млрд.
«Spotify стал движущей силой, благодаря которой сотни миллионов пользователей перешли от пиратства к платным подпискам», — рассказывает Шон Паркер, основавший когда-то сервис для обмена музыкой Napster. Ранее Паркер считался главным пиратом музыкального бизнеса, однако затем стал первым президентом Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и инвестором Spotify. «Без преувеличения можно сказать, что Даниэль спас музыкальную индустрию», — добавляет он.
Сегодня лейблы звукозаписи зарабатывают действительно огромные деньги на стриминговых сервисах. Когда Spotify только появился в США в 2011 году, объем всего рынка потокового вещания составлял $600 млн, что равнялось 4% годового дохода мировой звукозаписывающей индустрии. Для сравнения: в 2020 году мировые доходы музыкальных стриминговых сервисов составили $13,4 млрд — 62% общих доходов музыкальной индустрии за год. В прошлом году Spotify выплатил правообладателям музыки (в основном крупным лейблам звукозаписи) роялти в размере $5 млрд. Примерно $500 млн из этой суммы в конечном итоге получили сами исполнители. «Давайте будем реалистами. Я и представить себе не мог, что Spotify получит настолько большое влияние в культурном и финансовом плане», — рассказывает Эк.
В будущем шведский предприниматель планирует и дальше развивать музыкальный стриминговый сервис. Пусть другие гиганты рынка потокового вещания сражаются за просмотры, Spotify будет бороться за количество прослушиваний. «Все недооценивают аудиозаписи. Оборот этой индустрии должен оцениваться в сотни миллиардов долларов. Это ниша, в которой мы победим», — подчеркивает Эк.
Тем не менее большая часть мира аудиозаписей все еще отличается раздробленностью и необычайной популярностью аналогового вещания. Радио было изобретено примерно 135 лет назад, но эта технология оказалась более жизнестойкой, чем, например, музыка гитариста The Rolling Stones Кита Ричардса. Согласно данным аналитиков компании WARC, старое доброе радио каждый день слушают примерно 3 млрд человек, а ежегодные доходы от рекламы на радио превышают $30 млрд. «Только в США две трети всех расходов на рекламные аудиоролики по-прежнему приходятся на обычное радиовещание. Это огромная выручка, ради которой нам нужно заняться переносом аудиорекламы в онлайн-формат», — отмечает Эк.
Благодаря стараниям шведского предпринимателя Spotify становится площадкой для всего цифрового аудиовещания. Это не только музыка, но и новости, подкасты, прямые трансляции, аудиокниги и разные образовательные форматы. Эк хочет предоставить авторам аудиоконтента необходимые инструменты, благодаря которым они могли бы создать что-то совершенно новое и необычное. Планируется, что все это будет работать с помощью алгоритмов Spotify, которые были созданы на основе технологий искусственного интеллекта. Их разработали для того, чтобы скомпоновать для каждого слушателя персонализированный плейлист. TikTok, YouTube и Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) стали революцией в мире видеозаписей и фотографии, а Эк хочет провести подобный переворот в мире аудиозаписей.
«Благодаря простым в использовании камерам производство видеороликов перешло из разряда недостижимого в мейнстрим. То же должно произойти и с аудиозаписями», — рассказывает основательница венчурного фонда Bond Мэри Микер, которая давно занимается составлением известного ежегодного отчета по новым интернет-трендам. «Возможность развития процесса создания аудиозаписей и повышения степени интерактивности очень важна для миллионов людей», — добавляет инвестор.