Победитель Google: как россиянин создал национальный интернет-поисковик во Вьетнаме
Виктор Лавренко создал во Вьетнаме IT-компанию, бросившую вызов американскому гиганту. Зачем вьетнамцам собственный браузер и поисковик?
Троя была неприступным городом. Тем не менее Агамемнону удалось превратить ее в руины. Секрет Агамемнона в том, что он смог объединить благую цель — вернуть жену брата — с прагматичным бизнес-планом. В ту далекую эпоху одной из общественно-одобряемых форм бизнеса было разграбление города. Эта прагматика привлекла под знамена греков Одиссея и других героев, которые всех победили, забрали золото и Елену. Когда объединяешь благую цель и бизнес, все получается. «Это моя философия, — поясняет предприниматель Виктор Лавренко свою притчу. — Если хочешь делать хорошее и не думаешь о деньгах, это быстро закончится. Если думаешь только о деньгах, тоже надолго не хватит. А вот если умеешь объединить, тогда все получится. Я сделал кое-что очень хорошее для Вьетнама, и мои шесть лет, проведенные там, прошли не зря».
Стук в дверь
Компания Лавренко, как и выпущенный ею интернет-браузер с поисковиком, называется «Кок-кок» (в транслитерации с вьетнамского). На русский это переводится как «Тук-тук», однако если учесть особенность вьетнамского языка — возможность произнести каждую гласную в шести разных тонах, — то для более точной передачи интонации, наверное, лучше поставить в конце вопросительный знак: «Тук-тук?»
Эти самые тона, а также обилие других диакритических знаков — одна из проблем, которую должен решить программист, вздумавший разрабатывать ПО с поддержкой вьетнамского языка. Есть и другая проблема: то, что для нас выглядит как вьетнамское слово, на самом деле всего лишь один слог, а слово может состоять из двух, трех или даже четырех таких слогов, разделенных пробелами. Программисты Google решить эту проблему не смогли или не захотели: главный поисковик мира обрабатывает запросы на вьетнамском из рук вон плохо, не говоря уже о машинном переводе. Собственный поисковик был нужен вьетнамцам позарез.
Как объясняет Лавренко, в англоязычном поиске Google обеспечивает качество 99% от идеала, и соревноваться с ним бессмысленно, но на русском языке этот показатель падает до 95–97%. Тут уже возникает ниша для усовершенствований, которую успешно освоил «Яндекс», доведя качество до тех же 99%. А на вьетнамском качество поиска Google, согласно оценке Лавренко, еле дотягивало до 85%, и Виктору с его 12-летним опытом работы в интернет-бизнесе было не так уж сложно предложить кое-что получше.
По словам Давида Яна, основателя группы компаний ABBYY, тут играет роль культурная специфика, хотя Google и способен многое компенсировать полнотой своей модели. Однако он предостерегает: «Прошли те времена, когда можно было выиграть просто качеством поиска. Сейчас важна экосистема, а не просто браузер. Временное преимущество на основе учета специфики конкретного языка можно получить. Но для долгосрочного преимущества, то есть чтобы создать свой «Яндекс» или Google для Вьетнама, придется делать абсолютно все».
Как бы то ни было, усилия Лавренко принесли плоды. «Кок-кок» был запущен в 2013-м. Пять лет спустя у браузера во Вьетнаме 25 млн пользователей против 35 млн у Google, но, согласно данным Statcounter, доля компании Лавренко продолжает расти. «По монетизации мы отстаем раз в десять, но это потому, что в Азии так быстро дела не делаются, — объясняет Виктор. — Там не принято, как в Америке, встретиться на выходных, поговорить, пожать руки и заключить миллионную сделку. Надо два года вместе ходить в караоке, тогда, может быть, что-то и срастется».
Советы Мильнера
Лавренко всегда хотел сделать интернет-поисковик. Путь к этой цели начался еще в школе, в самом начале 1990-х, когда Лавренко создал программу-каталог для библиотеки НИИ. Потом был факультет ВМК в МГУ, а затем Лавренко пришел на работу в Mail.ru, став спустя пару недель техническим директором. «В 1990-х было некруто быть техническим директором, а круто быть банкиром», — вспоминает Виктор. Он поделился с тогдашним руководителем компании, нынешним миллиардером Юрием Мильнером своими планами получить степень МВА и был жестко раскритикован. Вместо этого Мильнер вручил Лавренко книжку Principles of Corporate Finance Р. Брили и С. Майерса с собственными пометками: «Здесь все, что можно извлечь из МВА». Лавренко прочел книжку дважды и выполнил упражнения: «После этого я осознал себя финансовым экспертом, и мы вместе с Мильнером начали заниматься инвестициями».