Изучаем юридические нюансы и практическую сторону автотюнинга

АвтоМирАвто

Когда руки не для скуки

Изучаем юридические нюансы и практическую сторону автотюнинга

Алексей Лучников

Вроде бы современный авторынок способен удовлетворить любые потребности и предложить товар на любой вкус и кошелек. Так нет же, все равно находятся те, кому от машины требуется больше! И тут в ход идет то, что принято называть «тюнингом» (хотя с инженерно-технической точки зрения этот термин неверен). Увы, полет технической мысли прерывает государство в лице Госавтоинспекции, требуя, с одной стороны, все доработки узаконивать, а с другой, не гарантируя положительный результат. Давайте разбираться, что можно делать с современным автомобилем и, главное, как.

Тюнинг здесь не так заметен, но снятие бампера и установка несертифицированных зеркал требуют согласования

Безопасность прежде всего

Первое и самое важное: любые доработки не должны ухудшать безопасность транспортного средства. Если устанавливается штатное оборудование, предусмотренное заводом-изготовителем, но не включенное в конкретную комплектацию автомобиля, вопросов со стороны ГИБДД не будет. Это могут быть как мелочи типа брызговиков или фаркопа, так и более серьезные работы – замена подвески для плохих дорог на «европейскую», апгрейд светотехнического оборудования. В любом случае, если в результате получается автомобиль, который был сертифицирован в нашей стране в составе с установленными узлами или элементами конструкции, вопросов не возникнет.

Существуют доработки, которые не были предусмотрены автозаводом, но согласованы с ним. Этим занимаются профессиональные тюнинговые ателье, имена многих из которых известны всему миру. Здесь тоже согласования с ГИБДД не требуется, ведь безопасность гарантируют профессионалы, о чем у них имеется официальный документ. Все остальное, каким бы нужным и полезным оно ни казалось, придется узаконивать.

Такой автомобиль очевидно не имеет права ездить по дорогам общего пользования без технической экспертизы. Он и не ездит. Стоит как памятник

Как узаконить тюнинг?

Упрощенно процедура выглядит следующим образом. Сначала необходимо получить в специально уполномоченной организации, куда надо обратиться с изложением сути предполагаемых изменений, заключение предварительной технической экспертизы. Именно оно дает ответ на вопрос, возможно ли вообще реализовать задуманное, и если да, то как именно. В нем содержатся рекомендации, где произвести конкретные доработки, и что можно сделать самостоятельно. После получения положительного экспертного заключения, но до начала работ, идем в ближайшее отделение технадзора ГИБДД и пишем соответствующее заявление.

Получив разрешение офицера, можно приступать к работам. По результатам не забудьте взять у СТО-исполнителя декларацию об объеме проведенных работ – ее надо будет приложить к документам при последу ющем обращении в ГИБДД. Качество работ, проведенных в соответствии с экспертным заключением самостоятельно, тоже надо будет задекларировать в произвольной форме. Далее направляемся в пункт технического осмотра, где проходим проверку и получаем диагностическую карту, которая подтвердит, что автомобиль исправен и соответствует требованиям соответствующего регламента. И только после этого едем в подразделение технадзора ГИБДД, куда обращались в первый раз, с комплектом полученных документов. Там должны выдать свидетельство о соответствии конструкции требованиям безопасности. Но и это еще не все. Окончательную точку ставит регистрационное подразделение, где на основании бумаги, полученной в технадзоре, внесут изменения в регистрационные данные автомобиля.

Кустарные лимузины, как правило, вне закона. Превращение легковой машины в длинного многоместного монстра не согласует ни одна экспертиза

А если не оформлять?

Стоит ли вообще заморачиваться этой бюрократией? В конце концов, вам ведь вовсе не обязательно сообщать каждому инспектору о проведенных доработках, тем более, если они не бросаются в глаза. Увы, но без регистрации не обойтись. Даже если изменения конструкции не заметит инспектор ДПС, то провести оказавшегося на посту сотрудника технадзора с наметанным глазом не получится. И если такая встреча не состоится, рано или поздно «тюнинг» обнаружится при прохождении техосмотра или перерегистрации машины на нового владельца.

Модные несколько лет назад «посаженные» «Приоры» тоже не соответствуют требованиям безопасности. Такой «тюнинг» не узаконить

Регистрируют постфактум

А как быть тем, кто уже внес изменения в конструкцию, а теперь хочет их узаконить? Не возвращать же все в первоначальный вид! Юридически порядок действий в этой ситуации нигде не прописан. Однако в ГИБДД, как правило, идут навстречу. Если заключение предварительной технической экспертизы дает добро на переделку, инспекторы закрывают глаза на нарушение последовательности действий. Однако выполнить все описанные выше процедуры все равно потребуют.

А вот «ламбо-двери» в теории согласовать с ГИБДД можно, ведь штатные заводские двери остаются на месте. Но в каждом конкретном случае все по-разному

Ответственность за тюнинг

Что грозит автовладельцу, который отказался оформлять изменение конструкции? На первый взгляд, ничего страшного. За управление транспортным средством, в конструкцию которого внесены изменения без согласования с ГИБДД, предусмотрено лишь предупреждение или штраф 500 рублей (часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ). Хуже другое: если доработки серьезные, ГИБДД имеет право прекратить регистрацию машины. Но и это еще не катастрофа, ведь за езду на незарегистрированном автомобиле опять же положен лишь символический штраф в диапазоне от 500 до 800 рублей по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ. Самое интересное начинается, если водитель попадается в лапы инспекторов снова: за повторное управление незарегистрированным в установленном порядке транспортным средством часть 1.1 статьи 12.1 КоАП предписывает оштрафовать его уже на 5000 рублей либо лишить права садиться за руль на 1 – 3 месяца. Иными словами, под давлением санкций рано или поздно придется либо возвращать автомобиль к первозданному виду, либо узаконивать внесенные в его конструкцию изменения.

Фото: DepositPhotos/Fotodom.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Неразделенная любовь Неразделенная любовь

Ильф и Петров призывали любить пешеходов. Вторит им и столичное правительство

АвтоМир
Как одолеть раздражительность и научиться выдержке Как одолеть раздражительность и научиться выдержке

Специалисты: можно ли научиться реагировать на повседневные неурядицы спокойно

Psychologies
Как узнать диагональ телевизора: нюансы при измерении Как узнать диагональ телевизора: нюансы при измерении

Как измерить диагональ телевизора

CHIP
«У меня двое детей, и оба неизлечимо больны» «У меня двое детей, и оба неизлечимо больны»

«У меня двое детей, и оба неизлечимо больны»

Psychologies
Игра в пенсии: кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили Игра в пенсии: кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

Повышение пенсионного возраста стало событием 2019 года по версии Forbes.

Forbes
5 массажных техник, от которых она будет готова абсолютно на все 5 массажных техник, от которых она будет готова абсолютно на все

Массаж — идеальная прелюдия

Playboy
6 шикарных новогодних фильмов, которые ты почему-то не видел (очень зря) 6 шикарных новогодних фильмов, которые ты почему-то не видел (очень зря)

Как говорится, не «Одним дома» единым!

Playboy
Жить дружно: советы авторитарным менеджерам и их подчиненным Жить дружно: советы авторитарным менеджерам и их подчиненным

Все большие руководители изредка используют авторитарный стиль управления

Forbes
Как маленький: что общего между воспитанием ребенка и управлением компанией Как маленький: что общего между воспитанием ребенка и управлением компанией

В воспитании детей может помочь модель жизненных циклов корпораций

Forbes
Mazda6 Mazda6

Mazda6. Бензиновый хорош, но все-таки дизель

Quattroruote
За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии

За мир и права: самые молодые обладательницы Нобелевской премии

Forbes
Знаменитые метеориты: 7 самых известных эпизодов Знаменитые метеориты: 7 самых известных эпизодов

Небесные пришельцы, навестившие нашу планету в давние времена

Популярная механика
Мистер Рико Мистер Рико

Как Пуэрто-Рико стал пристанищем для миллионеров

GQ
Альтернативные электроны Альтернативные электроны

Кто сказал, что электрокар непременно должен работать от аккумулятора?

Quattroruote
С миру по нитке С миру по нитке

Петросян и Вайкуле помогают Бандурину, который лишился всего в пожаре

StarHit
На сайте Мариинского театра нашли шедевральный пересказ оперы «Конёк-Горбунок» На сайте Мариинского театра нашли шедевральный пересказ оперы «Конёк-Горбунок»

Краткое содержание балета «Конёк-Горбунок»

Maxim
Адмирал от оппозиции Адмирал от оппозиции

В истории русского либерализма имя Николая Мордвинова занимает особое место

Дилетант
Автор «Настольной книги коллекционера»: «За последние 15 лет частные коллекции заметно улучшились» Автор «Настольной книги коллекционера»: «За последние 15 лет частные коллекции заметно улучшились»

О хороших и плохих коллекциях и о том, почему коллекцию лучше собирать одному

Forbes
С нами БГ С нами БГ

Борису Гребенщикову — 65! Подзаряжаемся его сиянием

Собака.ru
Синдром «мертвого таза»: кто в группе риска? Синдром «мертвого таза»: кто в группе риска?

В чем заключается синдром «мертвого таза» и как с ним бороться

Psychologies
Чему нас учит «Аквамен»? Чему нас учит «Аквамен»?

«Аквамен» – первая большая история про супергероя по имени Артур Карри

GQ
Бан из профессии Бан из профессии

Найден новый способ давления на неугодных учителей

Огонёк
Мастерс Мастерс

Ради театра Козлова зрители со всего города приезжают на Народную улицу

Собака.ru
Крест Варфоломея и русские в Стамбуле Крест Варфоломея и русские в Стамбуле

Как в колыбели православной цивилизации переживают ее раскол

Русский репортер
Вторые на Луне. Кто готовится к покорению спутника Вторые на Луне. Кто готовится к покорению спутника

В «Роскосмосе» анонсировали новый план освоения Луны

Forbes
Как смелые модницы прошлого носили вещи с широкими плечами Как смелые модницы прошлого носили вещи с широкими плечами

Самые прогрессивные девушки, которые первыми смогли «приручить» непростой тренд

Vogue
Шеф-повар ресторана EssZimmer —  о том, когда русским поварам дадут звезду Michelin Шеф-повар ресторана EssZimmer —  о том, когда русским поварам дадут звезду Michelin

Интервью с шефом мишленовского ресторана EssZimmer Бобби Бройером

Forbes
Трагическая судьба первой столицы Трагическая судьба первой столицы

Основание российской государственности тесно связано с Новгородом

Дилетант
Что изменится для автовладельцев в 2019 году? Что изменится для автовладельцев в 2019 году?

В наступающем году жизнь человека за рулем едва ли станет проще

АвтоМир
Тайная жизнь молока и покрышек Тайная жизнь молока и покрышек

Всеобщая маркировка призвана убить контрафакт, но заодно может взвинтить цены

Эксперт
Открыть в приложении