«По Фрейду»: как однажды отец психоанализа и автор «Хроник Нарнии» поспорили о Боге
С 18 апреля в прокат выходит фильм «По Фрейду», в основе которого лежит одноименная пьеса. Она выстроена вокруг авторского допущения, что через два дня после начала Второй мировой войны и за несколько недель до смерти Фрейд встречался с Клайвом С. Льюисом, автором «Хроник Нарнии». Ученый и писатель устраивают словесную дуэль о богословии, ставшую хребтом сюжета. Кинокритик Елена Зархина рассказывает, рождается ли в этом споре истина.
Перевернув очередной календарь, 3 сентября 1939 года Зигмунд Фрейд (Энтони Хопкинс) и Клайв С. Льюис (Мэттью Гуд) встретились в доме австрийского психоаналитика. Уже два дня как Германия вторглась в Польшу, по небу несутся истребители, а по радио одна новость хуже другой. В памяти Фрейда и Льюиса еще свежи воспоминания о Первой мировой, которую они провели по-разному: первый — в научных трудах, второй — в окопах.
«По Фрейду» (в оригинале Freud’s Last Session, то есть «Последний прием Фрейда») — хороший пример вдумчивой истории с убедительными героями и текстом. Хотя само произведение строится лишь на допущении драматурга Марка Ст. Джермейна: известно, что за три недели до смерти Фрейда посетил кто-то из Оксфорда, но реальных доказательств, что это был именно Льюис, не существует.
По версии авторов, во время этой предполагаемой встречи герои решают потолковать не о детских травмах и подсознании, а о силе веры и Боге как таковом (к слову, в вышедшем несколько лет назад фильме «Два папы» с участием Хопкинса, его герой, тоже реальный, Бенедикт XVI также спорил с коллегой о религии).
Человек ума Фрейд настаивает, что никакого Бога нет, и разыгрывает часто используемую атеистами карту, что существуй Бог, не было бы в мире столько страданий. И в начале уже второй за неполных 40 лет XX века мировой войны его аргумент кажется убедительным. Льюис же, прошедший путь от строгого религиозного воспитания до атеизма, а затем вновь воцерковления, уверен в обратном: страдания подсвечивают благость, и одно без другого невозможно.