Ветер ЦРУ
Все началось с сообщения от Майкла: «Есть для тебя история, которая заполнит весь твой рабочий календарь на годы вперед. Погугли пока Scorpions «Wind of Change»... С того самого момента моя жизнь изменилась, ведь сюжет истории и правда был не похож ни на что, с чем я сталкивался раньше
Весна 2019 года. Я сижу в квартире своего друга Майкла в нижнем Манхэттене. Он висит на телефоне и позволяет мне дослушать конец его разговора:
– А помнишь, ты мне рассказывал ту историю лет 10 назад? Ты же знаешь, мы с Патриком были ею одержимы на протяжении всего этого времени? И мы решили все это изложить в форме текста-подкаста. Так вот, интересуюсь, может, ты мог бы дать нам интервью? С измененным голосом или, может, под вымышленным именем. Нет? Не-не, не вопрос. Все понятно. Я же не хочу, чтобы ты попал в тюрьму…
Эта история началась с сообщения от Майкла: «Ужинал вчера с приятелем. Есть для тебя история, которая заполнит твой рабочий календарь на годы вперед. Погугли пока Scorpions «Wind Of Change»… С того самого момента моя жизнь изменилась, так как история, которую он мне поведал, не была похожа ни на что, с чем я сталкивался раньше.
* * *
Наверное, сложно найти человека на территории постсоветского пространства, который бы хоть раз не слышал Wind Of Change. Начало страницы этой песни на Википедии гласит: «Wind of Change (букв. «Ветер перемен») – рок-баллада, написанная Клаусом Майне, вокалистом группы Scorpions».
«Скорпионс» до сих пор являются самым известным коллективом за всю историю Германии. Они популярны и за ее пределами – их, к примеру, обожают в Японии, боготворят в Бразилии, не говоря уже о Восточной Европе. Если подумать, это даже немного странно – немецкая группы поет на английском языке для фанатов, для которых английский не является родным.
Согласно легенде песня появилась после музыкального рок-фестиваля, проведенного в СССР в конце 80-х, незадолго до падения Берлинской стены и развала Советского Союза. Она сразу стала гимном перемен того времени.
* * *
Причиной, по которой Майкл отправил мне то сообщение, послужил его ужин с другом. Назовем его Оливером. Оливер – бывший агент ЦРУ.
– Он мне тогда рассказал много разных баек, но история об этой песне мне запомнилась больше всего, – говорит Майкл. – Во время его службы один из коллег рассказал ему, что Wind Of Change была на самом деле написана ЦРУ и что эта песня была частью психологической операции по, скажем так, ускорению перемен в СССР.
Тут надо понимать, что это не просто хит. Это один из самых великих рок-синглов в истории музыки. 13-й по продаваемости трек в додиджитализационную эру – что больше, чем, например, «Богемская рапсодия». Хотя и на «Ютубе» у нее свыше 800 млн просмотров.
– Естественно, моей первой реакцией было «Ну что за бред? У вас там в управлении композиторы, особенно специализирующиеся на хеви-метал, сидят в штате?». Но потом я подумал, что у агентства на самом деле большая история пропаганды и психологических операций, берущих свое начало еще до холодной войны, – рассуждал Майкл.
И это правда. Все мы знаем историю романа «Доктор Живаго», который ЦРУ помогло опубликовать и распространить по всему миру и, само собой, в СССР. Все это привело меня к мысли, что не мешало бы для начала понять, кто такой Оливер.
* * *
Есть три типа агентов ЦРУ. Есть те, кто работает официально в офисе, – обычные клерки. Есть те, кто работает под официальными дипломатическими прикрытиями, такими как атташе, дипломаты, переводчики и прочее. И есть NOCs (от англ. non-offi cial cover) – агенты, не имеющие официального прикрытия. К примеру, как Том Круз в «Миссия невыполнима». У них либо свой бизнес, либо они ходят на работу в обычные корпорации, получают зарплату, а государство потом ее возмещает компании. Еще раз. Существуют компании, которые мы все знаем, у которых мы покупаем продукцию или с которыми мы ведем бизнес, – и в них работают агенты ЦРУ.
Как об этом всем узнал Майкл? Очень просто – не все агенты работают в агентстве до конца карьеры. Некоторым надоедает, и они увольняются. И тут тоже есть момент. Как ты объяснишь потенциальному будущему работодателю, чем ты занимался в течение, скажем, 5 лет после университета и до сей поры? Это называется rollback. Заявление, которое ты подаешь в управление, чтобы тебе разрешили рассказать о своем цээрушном прошлом. Но проблема в том, что, если ты работал под прикрытием, ты не можешь об этом рассказать даже после увольнения. Что делать тогда? Подделывать резюме – и дальше два варианта: либо идти в компанию, которая знает, чем ты до этого занимался, либо начать что-то новое. Например, многие бывшие агенты становятся управляющими частными активами в ведущих мировых банках, таких как Goldman Sachs, Bank of America, Credit Suisse и других, так как работать с людьми – это лучшее, что они умеют. Как раз один из таких парней и рассказал Майклу эту историю.
В любой стране мира вопрос «Скажите, а правда ли, что 50 лет назад вы организовали кампанию по продвижению пропаганды в других странах, написав поппесню?» остался бы без ответа. Слишком секретно. Но в США это не так. Ну или по крайней мере в теории. В этой стране существует закон, согласно которому любой житель может обратиться к ЦРУ или другому федеральному агентству и запросить подобного рода данные. Закон о свободе информации, появившийся после Уотергейтского скандала, обязывает службы ответить на запрос. И все, дело в шляпе. Ты заходишь на сайт, пишешь вопрос, кликаешь на кнопку «Отправить» и ждешь ответа. Легко! Или «чересчур легко», как говорят работники этого отдела. Любой прыщавый тинейджер, начитавшись теорий заговора на «Реддите», может за один присест настрочить 20, 30 или 50 запросов. И несмотря на то, что он объективно нездоров, государство обязано ответить на каждый такой запрос. А вот тут возникает проблема, потому что количество этих запросов становится непомерным, и на то, чтобы дождаться ответа, уходят годы.
Так как спешить мне было особо некуда, да и весь процесс действительно занимал несколько минут, я отправил запрос, как только услышал эту историю.
В ожидании ответа я не терял времени и пытался поговорить с разными людьми, так или иначе причастными к ЦРУ. Одним из таких ребят был Бертон Гербер, бывший глава отдела, специализирующегося на Восточной Европе. Очень приятный и располагающий к себе мужчина, сидя со мной в «Старбаксе», искренне удивился и сказал, что это 100% не может быть правдой – иначе он бы знал. Но когда я после встречи набрал Майкла и поведал о моем разговоре, тот рассмеялся в трубку. «Патрик, – сказал он, – этот парень провел 40 лет своей жизни, встречаясь с людьми вроде тебя и убеждая их в том, в чем нужно».
Следующая встреча была с преемником Гербера – Милтом Бирдоном, еще одним легендарным шпионом. Задав тот же самый вопрос, я получил более двусмысленный и осторожный ответ:
– Эта история звучит слишком хорошо, чтобы хотя бы подумать ее проверять.
* * *
В итоге все, что у меня было на тот момент, – это два заверения от бывших шишек о том, что этого не могло произойти, и слово Майкла, которому кто-то когда-то рассказал сто лет назад. И тут, роясь в старых материалах о «Скорпионс», я наткнулся на одно интервью немецкому радио, в котором ведущий просит рассказать Клауса Майне, солиста группы, о том забавном случае, когда в его дверь постучала агент ЦРУ и попросила насвистеть «Ветер перемен». Клаус насвистел, стоя в дверях, она дослушала, рассмеялась и ушла.
В тот самый момент мне как раз пришел ответ от ЦРУ: «Миссия агентства целиком и полностью направлена на деятельность иностранных спецслужб. Тогда как информация, запрашиваемая вами, не имеет к ним никакого отношения. Исходя из этого, мы вынуждены ответить отказом на ваш запрос». Эта неприкрытая ложь меня очень сильно взбесила. Ну как так? За всю историю ЦРУ не гнушалась сотрудничать со всеми.
К примеру, помните картину «Операция «Арго» с Беном Аффлеком, который сравнительно недавно получил «Оскара» за лучший фильм? Она же была основана на реальных событиях, разворачивавшихся в Иране в 1980 году. США успешно освободили заложников, замаскировавшись под группу киношников. И успех этой операции во многом зависел от того, что в ней принимало участие множество реальных людей, работавших в Голливуде. И это в очередной раз подтверждает тот факт, что история сотрудничества агентства и шоубизнеса очень долгая.
Я написал ответный запрос в ЦРУ, ссылаясь на этот случай (который, кстати говоря, представлен у них же на сайте в разделе «Успешные операции»).
В 1969 году советская атомная подлодка К-129 патрулировала территорию в Тихом океане и в какой-то момент пропала с радаров. СССР инициировал обширную поисковую операцию, не принесшую по итогу никаких результатов. Штаты умудрились найти лодку на глубине трех километров и озадачились ее подъемом. Проблема была не только технического характера – надо было достать лодку таким образом, чтобы об этом не догадались в СССР.