«Папа мной гордится»: как режиссер «Никто» Илья Найшуллер прошел путь от мальчика с хлопушкой до Голливуда
Илья Найшуллер начинал карьеру «мальчиком с хлопушкой» на «Мосфильме» в середине нулевых и с тех пор успел снять несколько вирусных клипов для группы «Ленинград» и певца The Weeknd, а также фильм «Хардкор». После выхода его новой картины «Никто» Найшуллер стал первым режиссером из России, чей фильм возглавил американский прокат. Forbes рассказывает, как складывалась карьера Найшуллера и в чем секрет успеха фильма «Никто»
«Это как «Джон Уик», только c русской ноткой и интереснее», — говорит один из зрителей на выходе из кинозала после просмотра триллера «Никто» (Nobody). Главный герой картины Хитч — наркоман, чей наркотик — убийство людей. Он долго себя сдерживал и жил обычной жизнью заводского рабочего в Америке, но по стечению обстоятельств зверь внутри него вырвался наружу — теперь он бьется с русским бандитом Юлианом и его свитой.
Режиссером «Никто» стал российский режиссер Илья Найшуллер. Благодаря ему в сюжете фильма появилась русская мафия, а среди актеров, помимо голливудских звезд Боба Оденкерка и Кристофера Ллойда, — россияне Алексей Серебряков, Александр Паль, Сергей Шнуров и сам Найшуллер. Сходство триллера «Никто» с серией боевиков «Джон Уик» обусловлено тем, что над обоими картинами работали сценарист Дерек Колстад и продюсер Дэвид Литч.
Картину оценили и американские, и российские зрители. В США «Никто» стал первым фильмом российского режиссера, который возглавил американский кинопрокат. Картина лидировала по сборам с 26 по 30 марта и всего за десять дней собрала около $12 млн. В России она вышла на неделю раньше и в первый же уикенд, по данным ЕАИС, собрала около 92 млн рублей, уступив по результатам бокс-офиса только российской драме «Пальма» и американскому мультфильму «Райя и последний дракон». По данным Box Office Mojo на 5 апреля, совокупные мировые сборы «Никто» составили $21 млн.
Как Илье Найшуллеру удалось войти в голливудскую элиту и почему его фильм так понравился американскому зрителю?
Очень богатая семья
Илья Найшуллер родился в Москве. Его отец Виктор Найшуллер в 80-х работал врачом скорой помощи, мать Татьяна Русакова — хирургом. В конце 80-х отец с головой ушел в бизнес. «Коммерсант» называл Найшуллера-старшего «бывшим олигархом»: по данным издания, он организовал торгово-закупочный кооператив «Балчуг», затем в 90-х заработал на перепродаже «Жигулей» не менее $20 млн. В 1997 году прокуратура Кировской области возбудила против него уголовное дело о мошенничестве, речь шла о хищении $4,5 млн, писал «Деловой Петербург». В 2000 году предпринимателя арестовали, а в 2001 году освободили под подписку о невыезде. Позже дело закрыли ввиду недоказанности вины.
Бизнес предпринимателя за время его вынужденного отсутствия растаял, но после освобождения он создал новый — клининговую компанию ОМС. Сейчас, по данным СПАРК, он владеет площадкой для продажи картин молодых художников «Ойли Ойл» и компанией «Три-инвест» с нулевой выручкой. Другой совладелец «Три-инвест» — акционер IT-дистрибьютора Merlion Владислав Мангутов.
Найшуллер-младший вспоминает, что «моментами семья была очень богатой». В Лондоне, где Илья учился с восьми до 14-ти лет, его отцу принадлежал дом с бассейном. Подростком Илья переехал в Москву, где окончил школу с углубленным изучением английского и решил поступить на кинорежиссера во ВГИК.
Он заинтересовался кино еще в детстве. Первым бизнесом отца была перепродажа пиратских видеокассет, из-за чего дома у Найшуллеров всегда было много кассет. «Как-то раз за просмотром очередного фильма я спросил у мамы, кто все это делает, — вспоминает Илья. — Она объяснила, что есть операторы-постановщики, есть режиссер. Тогда я решил, что хочу создавать кино».
Во ВГИК из-за проблем с русским языком он так и не поступил, но со второй попытки прошел конкурс на телережиссера в институт кино и телевидения (ГИТР). Студентом начал подрабатывать звукорежиссером и автором текстов песен в небольшой студии звукозаписи, а также ассистентом, переводчиком и «мальчиком с хлопушкой» на «Мосфильме». В середине 2000-х, на втором курсе, эти занятия стали интересовать его сильнее учебы в ГИТРе, и он бросил вуз.
Работа, по его словам, приносила мало денег, но и расходы были минимальными: «Я жил у отца, поэтому ни на жилье, ни на еду не тратился. Это было хорошо, но в то же время немного демотивировало — забирало некий страх перед провалом».
«Горячий пирожок» для Голливуда
В 2008 году Найшуллер параллельно с работой вместе с приятелем Ильей Кондратьевым создал рок-группу Biting Elbows, а в 2010-м стал снимать клипы на ее песни. Первым же роликом на песню Dope Friend Massacre поделился в «Живом журнале» Алексей Навальный. Клип, по словам Найшуллера, набрал на YouTube несколько десятков тысяч просмотров (сейчас — 693 000) и привлек к группе внимание СМИ. «Адреналин переполняет кадр, колонки рвутся от пробританского бита», — писал о нем «Коммерсант». Такие клипы обходились Найшуллеру в среднем в $4500 по курсу на начало 2010-х. Часть он вкладывал самостоятельно, часть занимал у отца.
Благодаря учебе в ГИТРе Найшуллер познакомился с продюсером Екатериной Кононенко (фильмы «Любит не любит», «Я худею» и «Марафон желаний»). В 2013 году он снял вместе с ней короткий клип-боевик на свою песню Bad Motherfucker. Действие в нем происходит от первого лица, как в компьютерной игре: на главном герое, который отбивается от врагов в офисе и на улице, закрепили камеру GoPro. Съемки обошлись в 1,2 млн рублей; по словам Найшуллера, клип спонсировал австрийский производитель водки Neft.
Экшн-ролик с бесконечными драками и перестрелками за десять дней набрал на YouTube более 10 млн просмотров (сейчас — более 45 млн) и стал для Найшуллера «золотым билетом» в мир кино. «Этот клип заметили полмира голливудских звезд, — рассказывает Екатерина Кононенко. — Нам писали, что это суперкруто, все: начиная с режиссера Даррена Аронофски и заканчивая актером Сэмюэлем Л. Джексоном. В тот момент Илья был как «горячий пирожок» для Голливуда».
Среди тех, кто обратил внимание на клип, оказался и продюсер Тимур Бекмамбетов. «Я посмотрел на YouTube его клип, через пять минут послал ему сообщение в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), а через день мы договорились вместе делать фильм. Это все заняло сутки», — вспоминает он. Через неделю Найшуллер и Кононенко уже вели переговоры с Бекмамбетовым в Лос-Анджелесе, по итогам которых договорились снять экшн-фильм «Хардкор» — «наподобие клипа, но длиннее», рассказывает Кононенко.
Три хардкорных года
Изначально создатели «Хардкора» рассчитывали уложиться в $2 млн, но в итоге на съемки ушло больше — около 150 млн рублей, говорит Найшуллер. Примерно половину суммы вложил Бекмамбетов, остальное — российские частные инвесторы, которых привлек Найшуллер (их имена он называть отказался). По словам Кононенко, бюджет разросся еще и потому, что в разгар съемок случился валютный кризис 2014 года.