Дочерние компании: как занимается бизнесом Ксения Шойгу
Младшая дочь министра обороны Ксения Шойгу начала карьеру на госслужбе, потом стала советником зампреда правления Газпромбанка, управляет венчурным фондом АФК «Система» Владимира Евтушенкова и восстанавливает заброшенные форты в Кронштадте. Она ведет разнообразные проекты, но многие из них оказываются связанными с Минобороны
Молодой предприниматель Ксения Шойгу встречает журналистов Forbes зимним вечером в своем московском офисе, где иногда засиживается допоздна. Несмотря на разнообразие бизнесов, в которые она вовлечена, Шойгу остается близка со своей семьей: рассказывает, как проводит один день в неделю со своим отцом и прерывается по ходу интервью на звонок маме. Какую роль в ее карьере сыграло родство с высокопоставленным чиновником?
Поддержка семьи
Сергей Шойгу перебрался с семьей из Абакана в Москву в начале 1990-х, незадолго до рождения младшей дочери Ксении. Тогда он получил первую крупную должность в столице, а через год возглавил Российский корпус спасателей (впоследствии ставший МЧС России). В некоторым смысле профессиональный путь Ксении Шойгу можно назвать типичным для дочери крупного чиновника: окончила школу экстерном, год готовилась к поступлению в МГИМО, затем поступила на факультет международных экономических отношений. «Я всегда очень радуюсь, когда люди сразу понимают, что они прирожденные музыканты или художники, писатели или юристы от Бога. Я не чувствовала c раннего детства рвения к какой-то конкретной профессии, но мне всегда было интересно, как что устроено, — признается Ксения. — Как только я начала немножко сталкиваться с друзьями моего отца, я поняла, что есть какая-то система, которая работает по определенным законам, которые я не понимаю. Допустим, отец мне рассказывал как работает система экономической географии, мне это показалось очень интересным».
Во время учебы Ксения стажировалась в банке «Санкт-Петербург», где отвечала на звонки, носила документы, обслуживала клиентов. Затем устроилась помощником заместителя руководителя в Ростехнадзор. «Не могу сказать, что это была суперинтересная работа, но тем не менее она позволила понять, что коммуникации мне удаются, что в общем и целом я умею договариваться с людьми. Не праздный навык, особенно если у тебя социальные проекты и ты постоянно собираешь под них деньги», — говорит она. В 2013 году Шойгу пришла на работу в Газпромбанк и в 2018 стала советником зампреда правления.
«Ксению отличают две черты — прирожденное лидерство и зашкаливающая коммуникабельность. Благодаря им ей удалось быстро добиться авторитета и доверия среди сверстников и коллег», — говорит Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма России, коллега и знакомый семьи Ирины Шойгу, матери Ксении. По его словам, Ксения всегда понимала, что любой ее шаг в развитии собственных проектов будет комментировать широкая общественность с акцентом на родство с министром обороны. «Конечно нельзя сбрасывать со счетов наличие административного ресурса, но сколько примеров, которые были построены только на нем, но так и не были реализованы. Успех дает комбинация личных черт Ксении и поддержки ее семьи», — добавляет Шаров.
На первый взгляд, бизнес-интересы Ксении Шойгу выглядят очень разносторонними. Однако многие ее проекты оказываются так или иначе связаны с могущественным министерством, которое возглавляет ее отец.
«Гонка» на полигоне
В 2013 году Ксения Шойгу приняла участие в организации экстремальных забегов «Гонка героев». Она стала лицом этого проекта. Еще двое создателей — банкир и основной инвестор Юрий Новожилов, а также бизнесмен из Калининграда Глеб Юн. Бывший чемпион мира и Европы по бразильскому джиу-джитсу среди любителей, он и стал автором концепции «Гонок»: беговая трасса в 10 км с препятствиями в виде рвов, окопов, пятиметровых стен и колючей проволоки.
За первые три дня с момента анонса «Гонки героев» в соцсети проекта «ВКонтакте» зарегистрировались почти 400 человек. Чтобы провести игру на такое количество участников, нужна была большая открытая площадка, поиском которой и занялась Шойгу. Как раз в 2012 году ее отец перешел с должности губернатора Московской области на пост министра обороны. «Когда я стала узнавать, есть ли какая-то свободная площадка (по факту нам нужно было поле), то поняла, что большое количество разных мероприятий, например, страйкбол [игра с мягкой пневматикой, — Forbes] проходит на военных полигонах», — объясняет она.
Первый официальный забег состоялся в мае 2014 года на военной базе Таманской дивизии в подмосковном Алабино и собрал больше 1000 участников. Игру открыл лично Сергей Шойгу. Всего за тот год удалось организовать десять забегов с участием 12 000 человек, в 2015 году — 20 забегов причем уже не только в Москве, но и Санкт-Петербурге, Казани, Владивостоке, Екатеринбурге, Грозном, Петропавловск-Камчатском и даже в Крыму. Кроме забегов в разное время проводились квесты «Битва героев», всероссийский полумарафон «Забег», выпускается спортивная одежда — все это под брендом «Лига героев».
«Гонка героев» зарегистрирована как автономная некоммерческая организация (АНО) в декабре 2014 года. Соучредителями АНО, по данным пресс-службы «Гонки героев», выступают Денис Анников, Милош Пайич и Глеб Юн (по 33% у каждого). По данным компании, Глеб Юн «в деятельности компании на данный момент участия не принимает», а ведет свой детский проект «Школа героев Gymnasium». «Юрий Новожилов изначально не был в компании. Он был меценатом проекта, затем перестал его поддерживать», — уточняют в пресс-службе. Знакомый банкира утверждает, что тот не занимается «Гонками» уже 3,5 года. «Ни Новожилов, ни Юн давно не ассоциируют себя с «Гонкой героев», — говорит собеседник Forbes. — Изначально они занимались исключительно гонкой в Алабино, а Ксения — регионами. Потом сказала, что хочет заниматься Москвой. Первое время проект существовал без бюджетных денег и был коммерчески успешным, но многое зависело от военных». По его словам, к бюджетным деньгам Новожилов и Юн всегда относились с опаской в отличие от Ксении, которая «хорошо себя чувствует в этом». Сам Новожилов от комментариев отказался. В пресс-службе АНО подтверждают: «Он [Юрий Новожилов] поддерживал развитие проекта только в Москве, но не в регионах. Ксения видела перспективы масштабирования проекта. Он региональное развитие проекта не поддержал».
Крупные и коммерчески успешные гонки с препятствиями Spartan Race или Tough Mudder собирают от 5 до 8 млн участников в разных странах. Российский аналог, которым занималась Ксении Шойгу, собрал в 2019 году более 41 000 участников, в 2020 году — 35 000 участников. Компания стала крупнейшим в России организатором любительских спортивных событий. Билет участника в Москве и Петербурге стоит в среднем 4000 рублей, в регионах 2500-3000 рублей. Удается ли организаторам заработать на проекте?
«Классическая модель заработка крупнейших гонок с препятствиями, например, западных Spartan Race или Tough Mudder, состоит из нескольких элементов: доход от продажи билетов (доля доходит до 50% от общего дохода), сдачи выставочных площадей, продажи сувенирной продукции, реферальных программ и, конечно, спонсорство», — комментирует Владимир Волошин, управляющий партнер спортивного маркетинг-агентства Newman Sport и сооснователь международных соревнований по триатлону Ironstar и фестиваля бега Rosa Run.
«Смета на организацию одной гонки составляет 3-4 млн рублей, если у вас уже есть инфраструктура: препятствия и иное оборудование, команда и сайт. Сделать мероприятие «с нуля» дороже, около 10 млн рублей», — говорит руководитель российского экстремального забега «Стальной характер» Андрей Потапов. Проект запустился в 2014 году, в 2019-м он получил первую прибыль. По данным «Спарк-Интерфакс», выручка тюменского проекта в 2019 году составила 32,5 млн рублей, чистая прибыль — почти 760 000 рублей. По словам Потапова, расходы такого бизнеса, как массовые спортивные забеги, можно разделить на две составляющие: 20% связаны с обеспечением деятельности команды организаторов и 80% — с проведением самих мероприятий. «Затраты включают: аренду территории и оборудования, монтаж препятствий и персонал, транспортные расходы, маркетинговые расходы, медали участникам», — перечисляет он. Найти подходящую площадку для большого количества участников непросто, в идеале это должна быть лыжная база, горнолыжный курорт, биатлонный центр, автодром.
Основная статья затрат «Гонки героев» — строительство и подготовка трассы (монтаж и демонтаж препятствий, производство и монтаж баннерной продукции, логистика). Также значительная часть затрат приходится на организацию работы фан-зон мероприятий (монтаж сцены, аренда звукового оборудования, экрана, работа ведущих, диджеев, аниматоров, фотографов, затраты на наградную атрибутику, изготовление манишек).
В 2015 году РБК писал о существовании рамочного соглашения о партнерстве между «Гонкой героев» и Минобороны, согласно которому ведомство предоставляет инфраструктуру, технику и военнослужащих спортивных взводов (помогают участникам преодолевать препятствия). Работа массового персонала, инструкторов и волонтеров всегда оплачивается, говорит представитель пресс-службы «Гонки» и уточняет: «Военнослужащие могут выполнять работу инструктора только в том случае, если они сами выражают такое желание». По версии пресс-службы, соглашения с Министерством обороны не существует, есть только соглашение с ЦСКА на организацию проекта «Игры героев» и проведение обучения инструкторского состава «Гонки» на территории манежа клуба. Взамен ЦСКА получает бесплатное участие в проектах «Лиги героев» и возможность организовывать этапы соревнований «Курсантского броска» на ее площадках.